читай • пиши • делисьПерейти в журнал

Театр-all №18

25.05.2017

Автор: Евгений Пучков

Как театр правит миром


Классика против Авангарда

Автор: Оксана Тищенко
Я уже неоднократно признавалась в любви к театру. Очень люблю это заведение, и считаю себя заядлой театралкой. Началось все с того, что я решила посмотреть на Ренату Литвинову на сцене, купила билет на «Вишневый сад» во МХАТе. Потом мне попался недорогой и очень хороший абонемент на несколько спектаклей в этом театре, а потом все закрутилось… И я втянулась. Сейчас уже даже не могу представить свою жизнь без театра.


И вот, когда спектаклей, просмотренных мной, накопилось несколько десятков, я подумала – а какой театр люблю я? Ну знаете, обычно же выбираешь, куда пойти, в зависимости от актеров или режиссеров. Ну или когда премьера громкая, чтобы оценить, чего все ахают и охают. Или кто-то комедии только смотрит, или одни драмы. Это все понятно. А я имею в виду, что лучше – классические постановки или авангардные.
С одной стороны, по-моему, классическим театр был, только когда он зарождался. Все эти привычные нам постановки по Островскому, Чехову, Шекспиру, Шоу… Когда артисты ходят в соответствующих пьесе и веку костюмах, говорят языком писателя и громко и четко подводят итог показанному. Но творческая сфера всегда была местом для экспериментов, так что изменения коснулись и театра. Вспомните хотя бы период в истории XX века, когда на сцене ставили «пьесы абсурда». Да, да, те самые, где артисты могли разговаривать одними лишь звуками. Мне кажется нечто подобное и сейчас вогнало бы зрителя в ступор, а тогда это было настоящим фурором.
Вот и в наши дни в последнее время все чаще и чаще делают необычные авангардные постановки. Если вы хоть раз были на спектаклях Кирилла Серебрянникова или Константина Богомолова, то отлично понимаете меня.




Глоссарий


Буффон - это амплуа актера, который во время исполнения роли использует комичные и шутовские приемы. Отсюда – буффонада – представление такого рода. А еще это создание гипертрофированного комизма, карикатуры на персонажей.


Грандам – так зовут актрису, которая постоянно исполняет роли знатных дам.





Мизансцена – это определенное расположение актеров на сцене в конкретный момент спектакля. Искусством построения мизансцен владеет режиссер. Чем интереснее и оригинальнее он это делает, тем выше ценится его мастерство.



Резонер – это актер, который все время излагает нравоучительные суждения.











Дедушка в театре – это Константин Сергеевич Станиславский: «Нет маленьких ролей, - есть небольшие актеры». Он – тот самый человек, который сурово воспитывал артистов: «Есть только одна причина неявки актера на спектакль – смерть».

Что есть авангард сегодня?

Автор: Оксана Тищенко
Авангардные постановки всегда жестко злободневны и остры. Обычно они представляют собой сложную конструкцию, в которой глубокое содержание заключено в весьма нестандартную «форму». Чтоб вы понимали, о чем я говорю, приведу пример. В репертуаре Константина Богомолова и театра МХТ имени Чехова есть спектакль «Братья Карамазовы», поставленный по одноименному произведению Федора Достоевского. Вот представьте – старца Зосиму и слугу Смердякова играет там один и тот же актер. В образе Алеши выступает женщина. А вместо слов некоторые герои, порой, говорят популярными современными песнями (чего и в страшном сне не могло присниться Достоевскому). Да и те, что говорят, просто монотонно зачитывают текст. Чем не оригинальная форма? Но все действие не лишено смысла. Богомолов, как всегда, поднимает какую-либо проблему и дает много аллюзий. Просто он – провокатор, и так «заигрывает» с публикой.
Или взять спектакль «(М)ученик» Кирилла Серебрянникова в «Гоголь-центре». Там главный герой вообще разговаривает исключительно цитатами из Библии. Причем это не религиозная постановка, просто режиссер придал такую «форму» персонажу для того, чтобы выделить его и поднять какую-то проблему.
Подобные работы всегда заставляют мозг трудиться, ведь сразу возникает много вопросов: для чего режиссер сделал так, почему подобрал такую музыку, что хотел сказать, почему актеры так эмоциональны/безэмоциональны… В общем, отдохнуть в таком театре вряд ли получится.
Думала я, думала, и решила вот что: если мне хочется «выключиться» из жизни, сменить обстановку, забыть о проблемах, то я точно пойду на классический спектакль. А если захочется сделать «зарядку» для головы, проверить себя на знание, то пойду на авангард.
А какой театр любите вы?