читай • пиши • делисьПерейти в журнал

Мурашки по коже №57

25.07.2017

Автор: Сергей Черкасов


13 ноября 1974 года небольшой городок Амитивилль, расположенный рядом с Нью-Йорком, стал известен на всю страну. Именно там произошло преступление, которое до сих пор не дает покоя всем поклонникам необъяснимого и мистического. Недавно вышел один из самых ожидаемых хорроров этого года «Ужас Амитивилля: Пробуждение», поэтому сегодняшний выпуск я хочу посвятить амитивилльскому делу и его кинематографическому наследию.

Кто убил семью Де Фео?

Что же произошло в этом самом доме в роковой осенний вечер 40 лет назад? В полицию позвонил неизвестный человек, который сообщил, что видел вспышки от выстрелов в окне дома на улице Оушен Авеню №112. На этот адрес сразу же был выслан полицейский патруль, который обнаружил в Амитивилльском доме шесть безжизненных тел с ранениями от крупнокалиберного оружия. 
После опознания тел было установлено, что все являются членами семейства Де Фео. Среди погибших был глава семьи Рональд Де Фео, четверо детей, и их мать Луиза. Впоследствии выяснилось, что жестоким серийным убийцей оказался последний из выживших, а именно Рональд Де Фео младший, сын Рональда Де Фео. В процессе расследования всплыло еще больше шокирующих фактов ужаса в Амитивилле, Рональд подробно рассказал, как убивал своих родителей, братьев и сестер. Преступник утверждал, что был в сознании и предельно точно понимал, что творит, но в то же самое время, ему подсказывал какой-то голос, что и как делать. За бесчеловечные убийствам, суд вынес не менее жесткое наказание в виде пожизненного лишения свободы. Казалось бы, ну и что тут удивительного? В наше время, к сожалению, случается и не такое. Но дальше произошло вот что.
Зимой 1975 года, в дом поселилась новоиспеченная семья Лутц. Риэлторы предупреждали, что в доме было совершенно дерзкое убийство шести человек, тем не менее, пара была ослеплена низкой ценой за трехэтажный дом в престижном районе города. Джордж и Кэти Лутц вместе со своей дочкой поспешно перебрались в свой новый большой дом. Спустя неделю семейство было обеспокоено тем, что в доме постоянно чувствовалось чье-то присутствие, по ночам было слышно шорохи и неприятные звуки, в доме стоял трупный запах, который никак не могли перебить даже самые сильные моющие средства.
Спустя несколько дней было решено освятить дом, и Джордж Лутц привез священника. Во время чтения молитв священнику стало плохо, и тот потерял сознание, придя в себя, он потребовал, чтобы его немедленно вынесли из проклятого дома, так как из-за бессилия сам передвигаться он не смог. Позднее священник рассказал, что силы как будто покинули его, какая-то неведомая сила вытянула их из него, и он практически уверен в том, что в доме обитают демоны и бесы, настолько сильные, что дом лучше снести. 
Дальше - хуже. Маленькая дочурка Лутцов Мэси рассказывала, что она часто общается с девочкой по имени Джоди, которая живет в доме вместе с ними. Родители Мэси уверяли ее в том, что Джоди не существует. Как выяснилось, отчасти это было правдой, так как Джоди Де Фео, младшей дочери Рональда Де Фео, уже не было, она была убита собственным братом в 1974 году. Одной спокойной ночью, когда уже все спали, Кэти пробудило странное ощущение, открыв глаза, ее охватил ужас, она парила под потолком, и ее тело раскручивало по кругу. От крика жены проснулся и Джордж, который оцепенел от увиденного, муж настолько испугался, что тело покорилось ему лишь спустя несколько минут. В общей сложности семья Лутцов прожила в доме лишь месяц, после чего также поспешно выселилась, как и заселилась. 
По истории, которую рассказали Лутцы, была написана книга. Впоследствии семью обвинили в мистификации и сговоре с автором произведения Джоном Энсоном, но за амитивилльским домом закрепилась слава одного из самых страшных домов Америки.

Ужас Амитивилля 1979

Как уже было сказано ранее, об амитивилльском деле было снято много телевизионных и художественных фильмов, но первым из них был хоррор 1979 года режиссера Крэйга Коллинсона. Он основан на истории, рассказаной теми самыми Лутцами, которые когда-то переехали в проклятый амитивилльский дом.
При ярком свете дня дом в Амитивилле — прелестное трехэтажное здание, окруженное ухоженным зеленым газоном. Но оно продается по очень низкой цене, потому что его предыдущие хозяева погибли ужасной смертью. Не зная об этом, дом покупает молодая супружеская пара с тремя детьми — Кэтлин и Джордж Лутц. Счастливые владельцы просят освятить их новый дом местного священника отца Делани, но внезапное недомогание не позволяет ему завершить обряд. А семья Лутц остается в «доме своей мечты», где начинают происходить непонятные и пугающие события. Каждый ночной шорох наводит на обитателей дома невыразимый ужас…
Несмотря на то, что фильму исполнилось почти 40 лет, его вполне можно назвать актуальным на сегодняшний день. Сюжет развивается в духе 80-х годов, спокойно, неспешно, без лишней суеты и перескакиваний от одного момента к другому. С пугающими моментами все тоже неплохо: будет вам и кровь из стен, и внезапно ставшая агрессивной собака, и кошмарные сны обитателей дома. Благодаря этому, а еще отличной режиссерской работе, в картине очень достоверно, с пугающей реальностью передается невидимое присутствие, постоянное ощущение зла рядом, даже, например, в яркий и солнечный день. Отдельно хочет отметить саундтрек, который был номинирован на Оскар.
В целом фильм сложно отнести к вершинам паранормального направления, его точно так же трудно рекомендовать к просмотру абсолютно всем поклонникам жанра, тем более есть представители мистической стези кинематографа куда удачней. Но  оценку «хорошо» для разового просмотра или ради ознакомления, он заслуживает: тут есть загадка одержимого призраками дома, постепенно нарастающая мистическая атмосфера и несколько неплохих пугающих моментов. Однако любителям выскакивающих из-за угла монстров, отрубленных конечностей и прочего фарша смотреть этот фильм не стоит, ведь подобное они тут вряд ли найдут даже в зачатке.

Ужас Амитивилля 2005

Одна из самых известных и, пожалуй, самых удачных экранизаций амитивилльской истории. Кроме того, «Ужас Амитивилля» 2005 года - один их редких случаев, когда римейк картины оказался лучше оригинала.
14 ноября 1974 года в полицейский участок поступил ужасный звонок: в резиденции семьи Де Фо шесть человек застрелено в своих постелях. Рональд Де Фео признался в убийстве своих родителей и братьев, объяснив, что некие «голоса» велели ему совершить убийства. Год спустя Джордж и Кейти Лутц с тремя детьми переезжают в этот дом, полагая, что сбылась их заветная мечта. Они еще не знают, что их счастье под угрозой страшной демонической силы, способной его разрушить. Ужас вновь охватывает Амитивилль…
Здесь почти нет стандартных атрибутов фильма ужасов, а именно: реки крови, оторванные части тела и обязанность хоть какого-то персонажа, но убить. Нет, здесь конечно есть кровь, но ее не много - все остальное "делает" атмосфера и несколько удачных психологических эффектах (не путать с бу-эффектами!), которые напугают практически любого человека. Во-первых, главный акцент сделан на патологическом страхе человека перед всем мистическим и необъяснимым, а уже потом добавляются нужные в ужасах вещи. Все сюжетное время фильм держит в напряжении, его действительно страшно смотреть.
Добавляет жути маниакальное поведение героя Райана Рейнолдса и его холодный, колючий и главное равнодушный взгляд. Настоящий психопат на самом деле выглядит довольно жутко и от такого человека на самом деле можно ожидать чего угодно — хоть удара топором, хоть лезвия остро отточенного ножа, вогнанного тебе промеж лопаток, когда ты пытаешься приготовить оладьи на завтрак детям. Возможно именно игра Рейнолдса и позволила фильму оказаться хорошим и качественным ужастиком, потому как он сыграл свихнувшегося главу семейства достаточно убедительно. Чем-то он немного напоминает Джека Торранса из "Сияния", мастерски сыгранного Джеком Николсоном - то же чистое безумие, непонятно чем навеянное, то ли одержимостью дома, то ли демонами, прячущимися внутри человека.
Наконец, еще одна составляющая жуткой атмосферы фильма - извечный страх за детей, который испытывают все родители без исключения. Мы можем защитить свое чадо от некоторых вещей, но как защитить его от того, что не имеет формы и, возможно, вообще не принадлежит миру живых? Кроме того, в сюжете вы найдете действительно жуткие моменты, неожиданные повороты сюжета и неплохое музыкальное сопровождение. Гарантирую — образ дома вам запомнится надолго.

Амитивилль 2: Одержимость

Продолжение второй части «Ужаса Амитивилля», снятого в 1979 году (уж простите за нарушение хронологии), которая, по мнению многих зрителей, является одной из самых удачных в цикле.
Американская семья приезжает в дом, стоящий на месте бывшего индейского кладбища. Старший сын становится жертвой сверхъестественных сил, которые стремятся заставить его убить свою семью. Священник решает помочь мальчику справиться с темными силами, но даже не представляет, какая опасность ожидает его в стенах старого дома.
В первую очередь следует сказать, что это, пожалуй, единственный фильм, который рассказывает непосредственно о семье Де Фео, а не о том, что было позже. Ну, не совсем реальные события, а что-то вроде реконструкции событий, приправленной фантазией авторов. Чем же примечателен этот хоррор, и почему он так понравился большинству зрителей? В первую очередь атмосфера, напряженная от начала до конца. Картина хоть и вызывает дискомфорт, но все же очень завораживает. Здесь есть все, что нужно для настоящего ужаса: непонятная мистическая сила, отрицательный персонаж и основные приемы ужасов. И что я еще советую — это смотреть фильм ночью. Так кино будет восприниматься как надо, и вы действительно не останетесь без впечатлений.
Разумеется, как и в случае с первым "Амитивиллем", здесь нужно делать скидку на год выпуска картины. В начале восьмидесятых представление о законах «страшного» жанра существенно отличались от нынешних. Но, несмотря на это, кино выполнено в рамках и стандартах ему положенных. Атмосфера, нагнетаемая режиссёром плавно и равномерно, в конечном итоге перерастает в настоящую жуть, где не будет места ни хорошей радостной концовке, ни намёку на счастливую кончину героев повести. Кульминация ударит по голове, ошарашит своей безысходной реалистичностью и суровостью.
В целом приквел получился очень удачным. Он всё время насыщен действием, с прекрасным визуальным рядом, полон интересных деталей о зловещей силе в доме Амитивилля, к тому же радует саундтрек, сохраненный из первой части. Любители историй о жилье с чертовщиной и изгнанием злых духов из несчастных должны получить определённое удовольствие от просмотра, пусть это и не шедевр в жанре, которому порой не достаёт филигранной выдержки в атмосфере, и наблюдаются значительные сюжетные вольности, основанные на реальных событиях (ну или почти).

Психиатрическая больница Амитивилля

Уж не знаю, стоило ли включать этот фильм в подборку хорроров об Амитивилле, ведь от первоначальной истории авторы оставили одно название. Но по сравнению с откровенно слабым «Амитивиллем: Террор», вышедшем в прошлом году, а также еще несколькими фильмами он показался мне вполне смотрибельным.
Лиза Темплетон начинает работать уборщицей в психиатрической больнице Амитивилля, Лонг-Айленд. Радость от новой работы быстро пропадает, когда Лиза понимает, что все не так, как кажется. Сотрудники и пациенты запуганы сверхъестественными явлениями происходящими в её стенах. Чтобы сохранить рассудок, Лиза должна раскрыть таинственную историю учреждения и его обитателей, только эта правда намного более ужасна, чем она могла себе представить.
В прологе сюжет демонстрирует тот самый расстрел 1974-го года в проклятом доме Амитивилля, следом переносясь в 2013-й, рассказывая историю той самой девушки-уборщицы. Психиатрическая больница - не самое приятное место в мире, а если она еще и связана с тем самым проклятым домом... Ну, сами понимаете. Работа проходит в ночные смены, на нижнем этаже содержатся особо опасные сумасшедшие-преступники, в угрюмых коридорах мелькают призраки, и это ещё не полный перечень опасностей - в общем, не повезло нашей героине.
Если исходить из динамики развития жанровых событий, то это кино, где не происходит ничего особенного, следовательно, ориентированное на зрителя, который любит неторопливые мистические хорроры, постепенно утопающие в вязком мрачном пространстве с зияющими дырами меж нашим миром и параллелью неупокоённых душ, предостерегающих об опасности зловещего замысла скрытых врагов. Зритель на пару с героиней должен ощущать дискомфорт самого здания, его специфики и с опаской относиться к каждому посетителю и обитателю клиники.
В итоге картина не несет ничего нового ни в плане той самой истории, ни в жанре хоррора в общем, действуя в рамках стандартных приемов и эффектов. К тому же бюджет у нее оставляет желать лучшего, поэтому сюжет не может похвастать поражающим зрелищем с развлекающими спецэффектами. Но при этом фильм ни разу не скатывается в трэш и вполне поддерживает мерный темп ужаса, полного сверхъестественного мистицизма. Мой вывод - картина достойна просмотра хотя бы один раз.