читай • пиши • делисьПерейти в журнал

Мурашки по коже №49

29.05.2017

Автор: Сергей Черкасов


Один из самых жутких рассказов классической литературы, которые мне довелось читать - рассказ Кафки "Превращение". Там, где молодой человек нежданно-негаданно превратился в огромного таракана. Вроде бы ничего особо жуткого в нем нет, но вот атмосфера тоски, безысходности и одиночества просто потрясает. Наверное, именно так должны чувствовать себя те, кто по какой-то причине перестал быть простым человеком и стал кем-то совсем другим, от кого общество изо всех сил хочет избавиться. Итак, сегодняшняя подборка фильмов называется "Превращение", и посвящается оборотням всех мастей и видов.

Муха

Один из первых фильмов о мутантах и превращениях в животных (точнее, в насекомых). Относится к старым добрым ужастикам 80-90-х, которые очень любят и ценят все поклонники жанра.
Талантливый и немного эксцентричный ученый Сет Брандл изучает проблемы телепортации. Начав с перемещения в пространстве неодушевленных предметов, гений от науки решает поэкспериментировать с живыми существами.
Воодушевленный удачным результатом опыта по телепортации обезьяны, он сам хочет стать объектом эксперимента. Но по воле случая в стерильную камеру залетает муха. Это маленькое насекомое навсегда меняет жизнь Сета — он становится другим. Другим существом…
"Муха" — это давящая и достаточно жуткая психологическая драма-ужасы. На наших глазах разворачивается перевоплощение человека в чудовище с подробным описанием всех этапов становления. Меняется не только тело, но и сознание. Человеческий разум становится заложником чужеродного ДНК. Насекомое стремительно завладевает Сетом. Этот отвратительный симбиоз не способен ужиться в одном теле и остаться должен кто-то один. Любители искать глубинный смысл говорят о том, что в сюжете фильма, как и в вышеупомянутом рассказе Кафки, есть "второе дно". Превращение, описаное там - необязательно превращение в муху или таракана. Это может быть смена ориентации или еще какой-то отход от общепринятых правил - в общем, то, что делает человека полным изгоем.
Интересно, что в медицине действительно есть заболевание, которое буквально превращает человека во вместилище насекомых. Это болезнь Моргеллонов, которая характеризуется сильным зудом и острым ощущением того, что под кожей ползают насекомые. Причина состояния не выяснена.
У людей чешется все тело, затем появляются нарывы, а из них начинают выходить... разноцветные нити и похожие на песок темные крупинки. Раны заживают, оставляя рубцы и шрамы, но вскоре появляются в другом месте. В результате проведенных анализов оказалось, что из пациентов выходят не текстильные волокна, не волосы и даже не насекомые, а непонятное вещество, зарождающееся в организме в результате неизвестной инфекции. Жутковато, не правда ли?

Братство волка

Признаться, я не очень люблю французские фильмы, особенно хорроры - по-моему, в них слишком много внимания уделяется драматическим моментам и слишком мало - самим ужасам. Но "Братство волка" - совсем другое дело. Из интересной, но достаточно тривиальной истории (об этом ниже) авторам удалось создать очень любопытную картину.
Франция, вторая половина XVIII века. В местечке под названием Жевадан появляется страшное существо, прозванное жителями Зверем, оно безжалостно убивает женщин и детей. Зверь кажется неуловимым, уходя от многочисленных облав, его не берут пули, он исчезает так же внезапно как появляется, и только немногие выжившие способны описать его внешность.
Сам король Людовик XV решает разобраться в происходящем и поручает расследовать жестокие убийства учёному Грегору де Фронсаку. С Грегором в Жеводане появляется ещё один герой — индеец Мани — он когда-то спас де Фронсаку жизнь, и теперь они братья по крови.Вокруг молчаливого индейца таинственности не меньше, чем вокруг Зверя. Мани прибегает к загадочным ритуалам, а в борьбе с монстром полагается на инстинкты и обычаи своего народа.
Вера в оборотней стара как мир. легенды о людях, принимающих облик различных жевотных, появились еще на заре человечества. Но своего Апогея эти сказания достигли в средневековой Франции, когда все эти суеверия и приняли свой устоявшийсмя облик огромного кровожадного волка.
«Братство волка» можно смотреть не один раз и не терять к нему интерес. Хоть фильм снят в 2000 году, прекрасная режиссура и хороший актерский состав дают возможность наслаждаться интересной задумкой, и держат в напряжении до самой развязки. Следишь за каждым следующим кадром не отрываясь, ни на секунду. Атмосфера провинциальной Франции XVIII удачно открылась во многих мелочах: декорации, костюмы, грязные улицы с чистым лицом, разные слои общества и конечно, вечное противостояние церкви и высшей власти.
В какой-то мере «Братство волка» основывается на реальной истории. Жеводанский зверь — наверное самый знаменитый и загадочный волк-людоед, который с 1764 по 1766 годы терроризировал одноименное французское графство (сейчас эта местность входит в департамент Лозер). В этой истории, прежде всего, поражает беспримерная наглость и неуловимость хищника. Он действовал почти всегда по одному и тому же сценарию: выпрыгивал из укрытия, сильным толчком лап сбивал жертву с ног и вцеплялся ей в лицо. Когда летом 1764 года он напал на женщину (она выжила благодаря своим быкам, отогнавшим зверя), это казалось несчастной случайностью. Но с сентября нападения и убийства стали происходить с завидным постоянством: сперва волк убил четверых детей, затем (видимо, «натренировавшись») он принялся за взрослых. После многочисленных облав охотники убили нескольких гигантских волков, один из которых и был объявлен тем самым убийцей. Но легенда до сих пор жива, и, более того, некоторые исследователи верят, что Жеводанский зверь избежал расплаты.

Бивень

Не совсем традиционный фильм о превращениях, который я могу охарактеризовать коротко - вынос мозга. Но любыпытный вынос, где-то жуткий и леденящий кровь, а где-то - абсурдный и даже смешной.
Журналист Уоллес Брайтон уехал брать интервью и исчез навсегда. Его друг вместе с девушкой Уоллеса отправляется на поиски. Поиски приводят пару к полицейскому в отставке, который много лет занимался поиском пропавших людей и который рассказывает им, что есть некая закономерность в пропаже людей. Люди пропадают, а потом находят их обезображенные кости. Полицейский думает, что все это дело рук серийного убийцы. Считая, что Уоллес каким-то образом попал в его руки, троица идет по следу маньяка, даже не представляя себе, что правда, которую им предстоит узнать, настолько ужасна, что в нее просто невозможно поверить.
Этот фильм всех затрагивает, в той или иной степени. Кто-то считает его омерзительным, глупым, кто-то получил от него необыкновенные впечатления. В общем, этот фильм явно оставляет какой то след. Посмотрев его, уже не забудешь. Он сильно воздействует на психику и имеет очень необычный сюжет, но главное — у фильма есть мораль, вложенный в него смысл. Фильм шокирует, обескураживает, оставляет чувство страха. Страха за то, что действительно скрыто в нас, в наших глубоко закопанных мыслях и тайных желаниях. Фильмы о душе, о человечности всегда вызывают много эмоций и заставляют задуматься, и это как раз один из них.
Интересно, что фильм тоже имеет под собой реальную основу, правда, не такую жуткую, как так, которая описана в сюжете.
Идея для кино появилась во время записи 259 серии SModcast «Морж и плотник». В эпизоде Смит с его давним другом и продюсером Скоттом Мосье обсуждают объявление на сайте Gumtree.com, в котором домовладелец предлагает бесплатное проживание, если квартирант согласится одеться как морж. Обсуждение продолжалось почти час, потраченный на восстановление и рассказывание гипотетической истории, основанной на объявлении. Смит предложил своим подписчикам в Твиттере твиттить «#WalrusYes», если они хотят, чтобы их история превратилась в фильм, или «#WalrusNo», если они не хотят этого. Подавляющее большинство подписчиков проголосовали за съёмку фильма. В действительности пост на Gumtree был шуткой поэта и пранкера из Брайтона Криса Паркинсона. Он оказался большим поклонником Смита и заявил, что с радостью принял бы участие в производстве картины. Кевин Смит в конечном счёте нанял Паркинсона в качестве продюсера.






Оборотень

Еще один фильм-ностальгия, в котором демонстрируется не только внешняя сторона трансформации в мутанта, но и печальная психологическая составляющая этого процесса.
16-летняя Джинджер и ее младшая сестра Бриджитт очень любят снимать на видеокамеру «фильмы ужасов», безжалостно расходуя огромное количество красной краски. И вообще развлекаются как только могут.
Однажды во время одной из ночных вылазок на Джинджер нападает какое-то огромное чудовище. Бриджитт помогает скрыть следы укусов от родителей. К удивлению сестер, раны быстро затягиваются. Но когда с Джинджер начинают происходить какие-то странные изменения, девочки понимают, что их проблемы только начинаются…
Фильм прекрасен своей простотой, и легкостью при просмотре, при этом он завораживает зрителя неповторимой атмосферой и характерами главных героинь, таких непохожих и вместе с тем таких одинаковых. Они сестры не только по крови, но и по духу аутсайдеров и тинейджеров, которые противостоят всему окружающему обществу.
«Оборотень», возможно, не испугает до дрожи в коленках (особенно это касается искушенных современных зрителей), но это отлично продуманная драма с четкими и зловещими элементами ужаса. От первых минут фильма и до последней испытываешь некоторый шок от увиденного. Это кино не для тех, кто любит «хэппи энды», оно для тех, кто любит при просмотре испытывать глубокую драму и страх.
Половое созревание вообще представляет собой интересный период, когда некоторые подростки действительно чувствуют себя оборотнями. Они начинают ненавидеть весь мир и шутить со смертью, иногда чужой, а иногда и собственной. Шутить со смертью опасно, но это не особо волнует, если тебе пятнадцать или шестнадцать и весь мир враждебно смотрит на тебя свысока. А если прибавить к этому равнодушных родителей, неприятности в школе и со сверстниками, попытки доказать свою самостоятельность, наркотики, алкоголь и т.д. - пиши пропало. Большинству из нас удалось выбраться из этого периода без потерь и стать вполне нормальными людьми, а вот кто-то так и остался оборотнем на всю жизнь. Вы понимаете, что я хочу сказать.

Поздние фазы

Пожалуй, самый малоизвестный и любопытный фильм из всей подборки - нечто среднее между фестивальным кино "не для всех" и классическим ужастиком про ликантропов.
Главный герой Эмброуз МакКинли приезжает в небольшой поселок, где доживают свои дни никому не нужные старики. Мужчина ослеп после войны во Вьетнаме и теперь ничего не видит. Эмброуза привел в это место сын, но тут же покинул его. Его единственным другом и спутником остался пес-поводырь.  Приехав на новое место он тут же знакомится с милой соседкой, но уже ночью присутствует при ее жестоком убийстве.  Слепому Эмроузу удается чудом выжить. Хоть герой и нечего не видел, но он сразу догадался, что убийца был не человеком и не животным. Обострившееся чутье слепого человека подсказало ему, что это был настоящий оборотень. А рассказы жителей о том, что подобные убийства происходят периодически раз в месяц, лишь подтверждают его догадки.
Опять фильм про оборотней - о опять сразу несколько трагедий. Во-первых, трагедия провинциального общества, где никто и никому не интересен. «Никто не приедет сюда жить, люди приезжают сюда, чтобы умереть». Да-да, именно так. Обычные старики, которые все равно скоро умрут, так какая разница от чего - от инфаркта или от нападения странного существа? Так что переживать не о чем, дамы и господа. Просто не выходите гулять по ночам, и, возможно, проживете еще пару жалких месяцев и умрете в своей постели. Но Эмброуз МакКинли не желает мириться со здешними порядками и решает найти того, кто на него напал, а заодно и отомстить ему.
Во-вторых, это трагедия взаимоотношений отца и сына, в которых все негладко. Когда нужно заботиться о молодой семье и искать время для помощи старому ворчливому старику, который всячески от нее отказывается и только все усложняет. Когда человек стоит перед выбором: переосмыслить свою жизнь и изменить что-то или оставить все как есть, ведь жизнь идет к закату. Это кино об одиночестве, о том, как в старости у людей порой остаются рядом только такие же пожилые и недужные мужья и жены, или собаки, или телеящик, и, случись что — никто не поможет. Ну а оборотни - это просто движущая сила сюжета. Хотя она придает ему атмосферу ужаса и саспенса, благодаря чему фильм может считаться неплохи хоррором.