читай • пиши • делисьПерейти в журнал

Литератор №4

22.11.2017

Автор: Тамара Миронова


Рэй Брэдбери

Рэй Дуглас Брэдбери родился 22 августа 1920 года в Уокигане, США, а умер 5 июня 2012 года в Лос-Анджелесе. Это легендарный американский писатель-фантаст, который сумел создать свой собственный неповторимый литературный мир.
Интересно, что свое второе имя – Дуглас – Рэй получил в честь актера Дугласа Фэрбенкса, бывшего очень популярным на тот момент.
Папу писателя зовут - Леонард Сполдинг Брэдбери, он был потомком англичан-первопоселенцев, которые перебрались на территорию Северной Америки в 1630 году. Мама - Мари Эстер Моберг. Говорят, что Брэдбери – потомок той Мэри, которая была заочно приговорена к повешению в 1962 году на Процессе над салемскими ведьмами. У писателя еще было два старших брата-близнеца - Леонард и Сэм. Однако Сэм умер, когда ему было два года. И еще сестра Элизабет тоже, к сожалению, скончавшаяся в детстве от воспаления легких.
Во время Великой депрессии семья писателя перебралась в Лос-Анджелес по приглашению своего родственника. Тан он окончил школу, продавал газеты на улицах города.
Высшее образование Рэй не смог получить, так как у его семьи было непростое материальное положение. Но сам он потом писал, что свое образование получил бесплатно в библиотеке, где много читал.
На литературном поприще Брэдбери попробовал себя в возрасте 12 лет - написал продолжение к "Великому воину Марса" Э. Берроуза. Он потом рассказывал, что не мог купить книгу, поэтому сам нафантазировал ее продолжение. Отличный выход, между прочим.
Уже к 20 годам Рэй твердо решил стать писателем. А его первой публикацией стало стихотворение "Памяти Вилла Роджерса", напечатанное в уокиганской газете в 1936 году.
Позже, в 1937 году, Брэдбери вступил в "Лигу научных фантастов", являвшуюся объединением молодых писателей, созданных в Лос-Анжелесе после Великой депрессии. За этим последовала публикация рассказов Рэя в дешевых журналах.
В непродолжительный период с 1939 по 1940 годы Брэдбери издавал мимеографический журнал под названием "Футуриа фантазия".
Совершенствуя свои литературные навыки, Рэй продолжал следить за развитием науки и техники.
В 1946 году в жизни Брэдбери произошла судьбоносная встреча - в книжном магазине Лос-Анджелеса он познакомился с Маргарет Маклюр, работавшей там. Она стала женщиной всей его жизни. Уже 27 сентября 1947 года они поженились и прожили вместе до смерти Маргарет. У них родилось четверо дочерей - Беттина, Рамона, Сьюзен и Александра.
Говорят, что в начале совместной жизни Маклюр много работал, чтобы поддержать мужа – чтобы у него была возможность писать.
Первый сборник рассказов Брэдбери называется "Темный карнавал". Он, кстати, не имел успеха, когда был издан. А первым коммерчески успешным произведением писателя стал сборник "марсианских" рассказов", вошедших в "Марсианские хроники". Да и сам Рэй потом говорил, что считает хроники своей лучшей книгой. Говорят, что когда он ехал со сборником для печати в Нью-Йорк к литературному агенту Дону Конгдону, у него даже не было денег на поезд. Но, к счастью, вскоре ситуация начала меняться.
Всемирную известность писатель получил с выходом романа "451 градус по Фаренгейту". Кстати, его впервые опубликовали в журнале "Playboy", который начал издаваться незадолго до этого.
Интересно, что помимо писательской деятельности Брэдбери занимался сценарской – он создал большое количество сценариев к голливудским фильмам. Говорят, что у него даже был шанс написать текст для картины "Птицы" Хичкока, но не сраслось: режиссер не захотел ждать две недели, которые попросил у него на эту работу писатель, так как на тот момент он уже трудился над сценариями к сериалу "Альфред Хичкок представляет".
В период с 1985 по 1992 год на телевидении выходил цикл передач Рэя, он состоит из 65 мини-фильмов по мотивам его рассказов. Брэдбери сам его придумал и сам вел.
Не все помнят, что кроме рассказов и романов Рэй еще писал пьесы. Интересно, что первый драматический сборник назывался "The Anthem Sprinters and Other Antics". Он был издан в 1963 году, а посвятил его писатель Ирландии. По пьесам писателя тоже выходили шоу на телевидении. Они назывались "Мир Рэя Брэдбери" и "Замечательный костюм цвета сливочного мороженого".
Если вы хотите почитать стихотворения Брэдбери, то найдите просто их сборник – он так и назывался еще в 1982 году.
Удивительный факт: Брэдбери известен скорее как писатель-фантаст, при этом сам он никогда себя к этому стилю не относил, не любил вгонять себя в рамки. Да и на самом деле не все его произведения относятся к жанру фантастики.
Говорят, что, будучи пожилым, Рэй обязательно старался начинать новый день с работы – писал очередной рассказа или роман. Брэдбери верил, что новое произведение продлит ему жизнь.

Немного статистики: Рэй Брэдбери написал 11 романов, 21 пьесу, 28 сценариев для фильмов, около 400 рассказов.
Неудивительно, что за долгие годы и весьма плодотворные писатель не раз был удостоен какой-то наградой. На его счету есть премии Небьюла, Бенджамина Франклина, О’Генри, Хьюго, Балрог, Брэма Стокера, Энн Радклифф, Американской академии, "Гэндальф", "Прометей".  В 2000 году Рэй был награжден медалью фонда Национальной книжной премии за выдающийся вклад в американскую литературу, а еще через четыре года - Национальной медалью США в области искусств. Кроме того, в 2007 году Брэдбери стал лауреатом престижной Пулитцеровской премии, получил ее с формулировкой: "Особое упоминание за его выдающуюся, плодотворную и глубоко повлиявшую на литературу карьеру непревзойденного автора научной фантастики и фэнтези".
В честь писателя даже назван астероид - (9766) Bradbury – и кратер на Марсе. А еще у него есть собственная звезда на Голливудской аллее славы.
Говорят, что в жизни Брэдбери был один случай, когда он не сдержал себя и выругался. Об этом написал его биограф Сэм Уэллер. Произошло все, когда студенты одного из колледжей попытались Рэю растолковать, о чем он на самом деле написал роман "451 градус по Фаренгейту". На их реплики сам он возражала, но они совершенно не хотели его слушать.
А еще рассказывают, что Рэй обладал уникальной памятью. Сам он говорил, что помнил все чуть ли не с самого рождения.
Во время переездов в период Великой депрессии юный Брэдбери оказался поблизости от машины, попавшей в аварию. Там он увидел умирающую женщину. Это настолько его впечатлило, что потом он дал себе слово никогда не садиться за руль автомобиля.

Произведения Рэя Брэдбери:

Расскажу вам еще раз о некоторых работах писателя. Во-первых не пропустите его самый известный научно фантастический роман-антиутопию "451 градус по Фаренгейту", который был издан в 1953 году. Он отправляет нас в тоталитарное общество, в котором литература как таковая запрещена. Чтоб вы понимали – если у вас обнаружат книгу, то сожгут и ее и ваш дом, а вас арестуют. В этом мире живут "пустые" люди, которые время от времени ведут однотипные разговоры ни о чем. Разумеется, они не делятся своими чувствами и мыслями, которых, кажется, уже ни у кого нет. Главный герои истории - Гай Монтэг. Он был пожарным. Но однажды познакомился с семнадцатилетней девушкой по имени Кларисса Маклеллан. Она совсем другая – говорит искренне и увлеченно. После этой встречи Гай начинает внутренне меняться, все больше осознавая, что вокруг него не люди, а марионетки с одинаковым сознанием…
Также нельзя пройти мимо научно-фантастического романа "Марсианские хроники", который, как я уже писала, состоит из многочисленных рассказов. "Вино из одуванчиков" и этот роман сделаны по схожему принципу – много коротких новелл, которые при этом перекликаются и имеют один смысл. Брэдбери в этой книге затронул актуальные проблемы его (да и нашей) современности – цензура, расизм, реакция на них, угроза ядерной войны… А обратился в вымышленному будущему он для того, чтобы люди посмотрели, к чему все может привести, не допустили этого и не повторяли ошибки прошлого. Его герои раз от раза отправляются на Марс, при этом принося туда кроме цивилизации в их понимании разрушение. Марсиане не смогли сопротивляться экспедициям землян и их вторжению, поэтому их планета стала по сути копией Земли…

Разумеется, говоря о Брэдбери, нельзя не вспомнить "Вино из одуванчиков". Тем более что для меня это одна из любимейших книг. Считается, что произведение во многом автобиографично. Действие повести разворачивается в вымышленном американском городке Грин Таун штата Иллинойс летом 1928 года. А главные герои этой истории - братья Сполдинг: Дуглас 12 лет и Том 10 лет. Брэдбери и описывает приключения этой парочки, их соседей, друзей, родных и близких… Например, вместе с дедушкой они готовят вино из одуванчиков, а их сосед попытался построить машину счастью, в лице другого человека они получили настоящую машину времени… Все это написано легко, эмоционально, уютно, забавно, порой грустно и даже страшно. В общем, нужно читать, чтобы вместе с героями испытать все их чувства. Мне кажется, "Вино из одуванчиков" отличается от других произведений, написанных Брэдбери (во всяком случае, от тех, с которыми я уже успела познакомиться). Здесь, конечно, тоже нашлось место фантастическим вещам, но часто несуществующие вещи становятся на самом деле вполне реальными. Вот, например, взять хотя бы машину времени: разве мы с вами не машина времени? Ведь каждый из нас может многое рассказать о своем прошлом и о прошлых событиях, свидетелями которых мы были. А еще это книга проникнута любовью к лету: читая ее, прямо чувствуешь немой восторг от начала сезона и тихую грусть от его завершения.
Интересно еще произведение "Дзен в искусстве написания книг", в которой Брэдбери рассуждает о том, Эта книга – медитация о том, что такое быть писателем, как им стать, как вообще можно создавать литературу – сюжеты, героев… Рэй постарался поделиться и своей мудростью, ведь создал эту книгу он, уже имея большой опыт писательского ремесла.
Это лишь малая часть созданного гениальным Рэем Брэдбери – вы наверняка найдете у него что-то для себя.
 

Высказывания Рэя Брэдбери:

"Фантастика – это наша реальность, доведенная до абсурда".
"Главный секрет творчества в том, чтобы относиться к своим идеям как к кошкам - просто заставьте их следовать за вами".
"Я не могу назвать писателя, чья жизнь была бы лучше моей. Мои книги все изданы, мои книги есть во всех школьных библиотеках и, когда я выступаю перед публикой, мне аплодируют ещё до того, как я начну говорить".
"Смерть - это мой постоянный бой. Я вступаю с ней в схватку в каждом новом рассказе, повести, пьесе... Смерть! Я буду бороться с ней моими произведениями, моими книгами, моими детьми, которые останутся после меня".
"Печальный и в тоже время счастливейший удел человечества в том и состоит, чтобы без конца измерять расстояния от того места, где мы находимся, до того, где мы хотим быть".
"Главное для меня - не переставать удивляться. Перед отходом ко сну я непременно даю себе наказ с утра пораньше обнаружить что-нибудь удивительное".
"Настоящий ученый - романтик. Только романтики верят в то, что возможно все".
"Бог дал нам разум, чтобы мы исследовали то, что уже есть, а не для того, чтобы мы гадали и боялись, что нас ждет в будущем".
"Каждое утро я вскакиваю с постели и наступаю на мину. Мина - это я сам. После взрыва весь день собираю себя по кусочкам".
"Нужно постоянно быть в состоянии влюбленности во что-нибудь. В моем случае - в книги, в писательство".
"Нельзя жить как ребенок, который ждет не дождется Рождества с подарками под елкой. Всю свою жизнь я просыпаюсь и говорю себе: "Я жду не дождусь именно этого дня".