читай • пиши • делисьПерейти в журнал

Книжный червь №14

19.11.2016

Автор: Ксения Романова

Мои любимые повести и пьесы писателя


Антон Павлович Чехов

Full

По-моему, повесть Антона Павловича "Палата №6" не может не нравится. Честно признаться,его рассказы меня сначала скорее раздражали. А вот "Палата №6"произвела неизгладимое впечатление еще при первом прочтении. Каждый герой описан Чеховым четко, метко. Все они не просто так упоминаются в тексте, а служат для того, чтобы подчеркнуть ту или иную мысль автора. Но, разумеется,главных персонажей два – это "сумасшедший" Иван Дмитриевич Громов (пациент палаты №6, одержимый манией преследования) и доктор Андрей Ефимыч Рагин. У них обоих уже давно сложилось четкое представление о жизни вообще и в том обществе, где они находятся в частности. По случайности между ними однажды возникает разговор и Рагин находит неординарный ум в своем пациенте, поэтому возвращается к нему снова и снова, заводя философские споры.


Конечно, это событие не могло остаться без внимания окружения – пациентов палаты, местного сторожа Никиты, врачей, "друга" Рагина - почтмейстера Михаила Аверьяныча… Все они быстренько решают, что Андрей Ефимыч тоже сошел с ума. 

По-моему, в этой повести нельзя упустить ни слово, ведь каждое из них Антон Павлович употребил не просто для большей образности, а для того, чтобы подчеркнуть те мысли, которые он пытается донести до читателя. В частности обратите внимание на описание городка, больницы и самой палаты №6, внешних обликов и характеров героев. Чехов поднимает важные философские проблемы – смысла жизни, праве и бесправии, образе жизни, том, имеет ли смысл бороться за свои права и добиваться справедливости, насилии над человеком, устройстве нашего общества…


AltText

Надо сказать, что картина, которую рисует автор, выглядит очень печально. Да и финал повести служит тому подтверждением. Уже первые строки произведения настраивают нас скорее на пессимистическую ноту: "В больничном дворе стоит  небольшой флигель,  окруженный  целым лесом репейника, крапивы и дикой конопли. Крыша на нем  ржавая, труба  наполовину обвалилась,ступеньки у крыльца сгнили и поросли травой,  а  от штукатурки остались одни только следы. Передним фасадом обращен он к больнице, задним - глядит в поле, от которого отделяет его серый больничный забор  с гвоздями. Эти гвозди, обращенные остриями кверху, и забор, и самый флигель имеют тот особый унылый, окаянный вид, какой  у нас бывает  только  у больничных  и тюремных построек".

А самое печальное, что Чехов не гиперболизирует ситуации, а просто списывает ее с того, что видит. И главное – все слова, сказанные им устами его героев, не теряют своей актуальности и сегодня. 


Цитаты из произведения:

"Болезнь моя только в том, что за двадцать лет я нашел во всем городе только одного умного человека, да и тот сумасшедший!".


"Да и к чему мешать людям умирать, если смерть есть нормальный и законный конец каждого?".


"Бывают люди, которые всегда говорят только умные и хорошие слова, но чувствуешь, что они тупые люди".


"На боль я отвечаю криком и слезами, на подлость - негодованием, на мерзость - отвращением. По-моему, это, собственно, и называется жизнью".


"В России нет философии, но философствуют все, даже мелюзга".


"Не смешно ли помышлять о справедливости, когда всякое насилие встречается обществом как разумная и целесообразная необходимость, и всякий акт милосердия, например оправдательный приговор, вызывает целый взрыв неудовлетворенного, мстительного чувства?".

Full

Если мы обращаемся к пьесам Чехова, то я отдаю предпочтение его работе "Дядя Ваня". Эта книга оказалась, видимо, мне ближе по духу. Например, пьесу "Чайка" я вообще не люблю, а "Вишневый сад" мне нравится, но этим произведением так замучили в школе и университете, что уже просто невозможно о нем размышлять.

Description

Итак, в 1889 году Чеховым была написана пьеса под названием «Леший». Она была даже опубликована и поставлена на сцене, но потом писатель решил ее переделать. В итоге в 1896 году из нее получилась пьеса «Дядя Ваня», вышедшая с подзаголовком «Сцены из деревенской жизни в четырёх действиях».

Мы переносимся в усадьбу, в которой все оживилось в связи с приездом профессора Серебрякова и его молодой жены Елены Андреевны из города – там они уже больше не могут позволить себе находиться из-за отсутствия денег. Усадьба принадлежала первой(покойной) жене Серебрякова, поэтому в ней жил брат той – Войницкий Иван Петрович, которого все зовут дядей Ваней, - его мама, и Соня, дочка профессора от первого брака. Ну и, конечно, время от времени к ним заходили доктор Астров и обедневший помещик Телегин (он же Вафля).


С первой сцены мы понимаем, что нет мира в этом доме. Но при этом вся трагедия произведения строится не каких-то активных действия, а скорее наоборот – на рутинном порядке будней. 


Раньше, до приезда,профессора, жизнь там была мирной – дядя Ваня и Соня трудились, ничего не выходило из привычного, раз и навсегда заведенного порядка. Но теперь все суетятся вокруг Серебрякова, который когда-то может и блистал умом, но сейчас превратился просто в ворчливого старика. А все пытаются ублажить его старость.

Description

Получается, что молодость остальных героев – дяди Вани, Елены Андреевны – проходит даром. Но если женщины с этим смиряются, то в душе дяди Вани поднимается бунт. "Пропала жизнь! - в отчаянии закричит потом дядя Ваня. - Я талантлив, умен, смел. Если бы я жил иначе, из меня мог бы выйти Шопенгауэр, Достоевский...". Во всех своих беда он обвиняет Серебрякова и даже предпринимает попытку выстрелить в него, но ничего у него не выходит. После всего произошедшего профессор с женой собираются все-таки уехать, все вроде примиряются между собой. Но разве может теперь все продолжаться, как прежде?

Можно предположить, что Чехов дает нам открытый финал, намекая, что все-таки когда-нибудь наступит другая жизнь. Более счастливая. А герои остаются в ожидании…


Но пока мы все-таки видим, как они скорее гибнут – Соня, Астров, дядя Ваня. Они очень четко охарактеризованы Чеховым. Поэтому мы можем быть уверены в том, что они умны, но абсолютно несчастливы. Внутри каждого из них разворачивается своя трагедия, которая так и не разрешается по ходу действия пьесы.

Full

Цитаты из произведения:


«Днем и ночью, словно домой, душит меня мысль, что жизнь моя потеряна безвозвратно. Прошлого нет, оно глупо израсходовано на пустяки, а настоящее ужасно по своей нелепости. Вот вам моя жизнь и моя любовь: куда мне их девать, что мне с ними делать? Чувство моё гибнет даром, как луч солнца, попавший в яму, и сам я гибну».


«Те, которые будут жить через сто, двести лет после нас и которые будут презирать нас за то, что мы прожили свои жизни так глупо и так безвкусно, - те, быть может, найдут средства как быть счастливыми, а мы...».


«Старые что малые,хочется, чтобы пожалел кто, а старых-то никому не жалко».