читай • пиши • делисьПерейти в журнал

Книжный червь №13

18.11.2016

Автор: Ксения Романова

Лучшие рассказы писателя


Антон Павлович Чехов

Full

Разумеется, русскую литературу я тоже очень люблю. С ней я знакомо довольно давно, в отличие от зарубежной, потому что в школе мне преподавали исключительно ее. Соответственно за многие годы у меня уже успели сформироваться свои вкусовые привычки и в творчестве отечественных писателей. Например, у Антона Павловича Чехова я предпочитаю читать не пьесы, а рассказы. На мой субъективный вкус, они гораздо более ярко демонстрируют талант писателя, его невыразимую гениальность.


Я просто обожаю его "Маленькую трилогию", состоящую из таких произведений, как "Человек в футляре", "Крыжовник" и "О любви". В каждом из них Чехову удалось буквально за несколько страниц обрисовать характерные и харАктерные образы и людей в нашем мире.

AltText

Так, "Человек в футляре" – это некто Беликов, который "даже в хорошую погоду выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате". Этакий образец человека-одиночки, спрятавшегося в свою скорлупу. Конечно, тот персонаж, который вышел из-под пера Чехова и стал сейчас нарицательным,гипертрофирован. Но вспомните, разве не бывает у вас такого, что хочется на какое-то время побыть одному, обособиться от всего, что нам окружает?

Description

Другой образ, схожий с человеком в футляре, дает Антон Павлович и во втором рассказе цикла – "Крыжовник". В нем он описывает некого Николая Ивановича, который всю жизнь мечтал о своей усадьбе, где можно выращивать крыжовник. И вуаля, его желание исполнилось. Хоть и не в таком виде, как ему рисовалось. Но Николая Ивановича это не пугает, он счастлив, наглухо замкнулся в своем мире и не видит ничего вокруг. Об этом сокрушается его брат, Иван Иванович, рассказывающий его историю. И вот к какому выводу он приходит: "Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда - болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других. Но человека с молоточком нет, счастливый живет себе, и мелкие житейские заботы волнуют его слегка, как ветер осину, - и все обстоит благополучно".

Наконец, заключительным рассказом трилогии стало произведение "О любви", посвященное собственно трагической любви между людьми, которым уже не суждено быть вместе.Здесь опять между строк читается все тот же человек в футляре. Ведь главные герои любят друг друга и знают, что это взаимно, но у них есть некие обязательства,которые не позволяют им открыться. Да и сами они собственно все свои чувства и эмоции прячут в себя, глубоко внутрь. Но может еще не все потеряно? Этот рассказ Чехова уже не звучит настолько трагично, как первый. Писатель подает нам тезисы к размышлению…

Full

Цитаты из трилогии:


"Деньги, как водка, делают человека чудаком".


"Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро! Счастья нет и не должно его быть, а если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро!".


"Разве то, что мы живем в городе в духоте, в тесноте, пишем ненужные бумаги, играем в винт - разве это не футляр? А то, что мы проводим всю жизнь среди бездельников, сутяг, глупых, праздных женщин, говорим и слушаем разный вздор - разве это не футляр?"


"Жизнь - это миг. Ее нельзя прожить сначала на черновике, а потом переписать на беловик".


"Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего,от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе".

AltText

Еще один замечательный рассказ, вышедший из-под пера Антона Павловича, это "Ионыч". Опять перед нами коротенькое произведение, но насыщенное глубоким смыслом, показанным на, казалось бы, простом примере.

Ионыч – это Дмитрий Ионович Старцев, земский врач. Приезжая в новый город на работу он знакомится с местной "звездной" семьей Туркиных, у которых имело обыкновение собираться все светское общество округи. Ведь каждый член этой семьи наделен какими-то талантами. Дмитрий Ионович влюбляется Екатерину Ивановну Туркину, грезившую о будущности знаменитой пианистки. Поэтому она отвергает предложение Старцева о замужестве и уезжает в Москву учиться. Печально, что весь этот лоск и талант оказывается на самом деле фальшью. Просто девушка прибывала слишком долго в своих мечтах, подогреваемых родителями. Чехов дает очень едкий, я бы даже сказала, образ светского общества тех лет. Но еще печальнее то, что сам Дмитрий Ионович, превратившийся просто в Ионыча, все это видит и понимает, но ничего не делает. В его голове проносится резкая мысль: "Если самые талантливые люди во всем городе так бездарны, то каков же должен быть город".Однако сам он опять превращается в того же человека в футляре – замкнувшегося в себе, живущего для себя… Ведь он даже жалости не вызывает. Лично меня охватывает возмущение – почему такой умный человек грязнет в рутине. Наверное,это был призыв Антона Павловича проснуться и задуматься о том, что мы делаем со своими жизнями.


Цитаты из рассказа:


"Пока с обывателем играешь в карты или закусываешь с ним, то это мирный, благодушный и даже неглупый человек, но стоит только заговорить с ним о чем-нибудь несъедобном,например, о политике или науке, как он становится в тупик или заводит такую философию, тупую и злую, что остается только рукой махнуть и отойти". 


"Бездарен не тот,кто не умеет писать повестей, а тот, кто их пишет и не умеет скрыть этого".


"О, как мало знают те, которые никогда не любили! Мне кажется, никто еще не описал верно любви, и едва ли можно описать это нежное, радостное, мучительное чувство, и кто испытал его хоть раз, тот не станет передавать его на словах. К чему предисловия, описания? К чему ненужное красноречие?".


"Старимся, полнеем, опускаемся... Жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей. Днем нажива, а вечером клуб, общество картежников, алкоголиков, хрипунов, которых я терпеть не могу. Что хорошего?".

Вообще, когда я писала о таком писателе, как Эфраим Севелла, я уже говорила, что для меня рассказ –самый сложный жанр. Ведь насколько нужно быть талантливым, чтобы уложить важную мысль в короткий текст, при этом еще сделав яркий набросок характеров героев и обстоятельств их жизни. Чехова в этом смысле можно смело назвать гениальным. В своих рассказах он создал целую палитру образов. 


Еще со школы, думаю, вы помните его рассказы "Тощий и тонкий" и "Хамелеон", которые как нельзя лучше – иронично и даже едко - рассказывают о том, как у нас относятся к "власть имущим".

AltText

У Чехова есть и глубоко трагичные и даже страшные рассказы. Например, "Спать хочется" – о тринадцатилетней девочке Варьке, абсолютно изможденной от бесконечных повелений своих хозяев. Я, вообще, когда в первый раз его прочитала, была так поражена. Мне показалось, что он не совсем в стиле Чехова.

Есть и у него и истории о трагичной любви – "Дом с мезонином", где рассказчик-художник влюбляется в юную Мисюсь, но ее сестра Лида (натура деятельная и активная), как мы догадываемся, решает, что им не стоит быть вместе. Или совсем другого плана история "Душечка" – об Ольге Семеновне Племянниковой, которой все время нужно кого-нибудь любить. А главное – каждая новая любовь меняет ее сознание кардинально. Например, сначала она вышла замуж за Ивана Петровича Кукина,  содержателя увеселительного сада "Тиволи", поэтому Душечка уверена, что балаган – это единственное место, где можно стать образованным. Потом на ее пути встречается купец,  управляющий лесным складом - Василий Андреевич Пустовалов. Теперь Оленька считает, что главная ценность в жизни –лес. Затем будет ветеринар, чьим делом она также глубоко проникнется… В общем,так продолжалось всегда. Чехов в рассказе "Душечка" пытался показать всю пошлость жизни, а также умение существовать мыслями другого.

Full
Description

Есть очень трогательный рассказ под названием "Мальчики" о двух юных "друзьях", которые решили предпринять путешествие в Америку в поисках золота. Получилась довольно трогательная история про двух совершенно разных по характеру мальчишках.


Но мой фаворит – это рассказ "Загадочная натура". Он посвящен некой "хорошенькой дамочке", которая, путешествуя в купе первого класса, рассказывает попутчику о своей "тяжелой судьбе" – она никак не может быть вместе со своим любимым человеком, ведь на ее пути обязательно кто-то стоит. Сначала это был богатый старик (за которого она вышла замуж, чтобы избавиться от нищеты), но потом, когда он умер, на пути дамочки к счастью встал… вновь богатый старик! По-моему, этот рассказ Чехова нужно приводить в пример, говоря о том, как пользоваться иронией и сатирой.

Цитаты из рассказов Чехова:


"Дело не в пессимизме и не в оптимизме, а в том, что у девяноста девяти из ста нет ума".


"Бывают минуты, когда хочется, ни на что не глядя, повалиться на пол и спать…"


"Студент вспомнил, что, когда он уходил из дому, его мать, сидя в сенях на полу, босая, чистила самовар, а отец лежал на печи и кашлял; по случаю страстной пятницы дома ничего не варили, и мучительно хотелось есть. И теперь, пожимаясь от холода, студент думал о том, что точно такой же ветер дул и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре, и что при них была точно такая же лютая бедность, голод, такие же дырявые соломенные крыши, невежество, тоска, такая же пустыня кругом, мрак,чувство гнета, - все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдет еще тысяча лет, жизнь не станет лучше".