читай • пиши • делисьПерейти в журнал

Книжный червь №12

14.11.2016

Автор: Ксения Романова

Несколько книг из творчества писательницы


Франсуаза Саган

Full

Есть такая французская писательница Франсуаза Саган. Могу сказать, что много ее произведение (все те, что я прочитала точно) посвящены любви. То есть ее формат – это женский роман.Сразу оговорюсь: я не считаю ее кем-то великим вроде Гессе, Гете или Бальзака. Но у нее определенно есть вкус, стиль, свои особенности. А главное ее произведения не заканчиваются в духе пустых любовных книжек, когда тупо "все жили долго и счастливо". Не ждите также ничего похожего на классические женские романы сестер Бронте или Джейн Остин. Одним словом, у Саган есть свой авторский стиль. 


И еще оговорочка. Ее произведения можно назвать легкими в смысле языка. Она пишет просто и понятно.Но развлечься за чтением книг Саган не получится – финал, как правила, у нее трагичен.

"Здравствуй, грусть"

Итак, первое произведение Франсуазы Саган, с которым она ворвалась в мир литературы – роман "Здравствуй, грусть", опубликованный в 1954 году. Надо отметить, что писательнице на тот момент было всего 19 лет, а ее произведение нашло грандиозный успех – книгу раскупали огромными тиражами.


Перед нами история,рассказанная девушкой по имени Сесиль. Ее мама умерла, когда она была еще ребенком, поэтому девочка училась в пансионе, по окончании которого стала жить со своим отцом Реймоном. Последний, между тем, гедонист, прожигатель жизни,человек, который любит проводить время в светских тусовках, постоянно меняет молоденьких любовниц. Одним словом, ведет пустую жизнь. Сесиль с удовольствием к нему присоединяется и сама включается в этот мир. Он ей определенно нравится.И вот на летние каникулы они, прихватив новую любовницу Реймона, арендуют домик на Лазурном берегу. Все шло прекрасное – ленивый отдых на море днем, выезды "в свет" по вечерам. Но однажды к ним приехала погостить Анна - подруга матери Сесиль. Она очень отличается от них хотя бы тем, что не только красива, но и умна. А главное – у нее есть моральные принципы, которыми она не поступается.

И вдруг между Реймоном и Анной возникают романтические отношения. Более того, Они решают пожениться,когда вернуться в Париж. Поначалу Сесиль даже понравилась такая затея. Но со временем, когда Анна начала вмешиваться в ее жизнь – заставлять учиться, прекратить встречаться с ухажером, - нарушая ленивый ход, девушка придумывает план, как отомстить Анне…


Я помню, когда в первый раз читала этот роман, мне совершенно были противны Сесиль и ее отец, а вот Анну я жалела. Однако когда я недавно перечитала книгу, мне показалось, что ни один из героев Саган не заслуживает жалости. Здесь нет строго плохих или хороших, ведь это вам не классическая пьеса. Просто они все испорчены. А Анна стремится быть чересчур правильной. При этом она не замечает очевидных вещей,увлекаясь собой и своими интересами… В общем, Саган удалось дать очень харАктерный облик светских людей и их жизни.

Full

Цитаты из произведения:


"Быть может, ее доброта была утонченной формой ума, а то и просто равнодушия".


"Это незнакомое чувство, преследующие меня своей вкрадчивой тоской, я не решаюсь назвать, дать ему прекрасное и торжественное имя - грусть. Это такое всепоглощающее, такое эгоистическое чувство, что я почти стыжусь его, а грусть всегда внушала мне уважение. А теперь что-то раздражающее и мягкое, как шелк обволакивает меня и отчуждает от других".


"Все мы добиваемся только одного - нравиться. Я по сей день не знаю, что кроется за этой жаждой побед - избыток жизненных сил или смутная, неосознанная потребность преодолеть неуверенность в себе и самоутвердиться".

"Немного солнца в холодной воде"

AltText

Еще один важный роман в творчестве Саган – "Немного солнца в холодной воде". На этот раз она представляет нам пресыщенного и страдающего депрессией журналиста по имени Жиль Лантье. У него есть все – хорошая работа, любимая женщина, друзья… Но все это не радует его, потому что потерялся интерес ко всему, к жизни вообще. В итоге он едет погостить и развеяться к своей сестре в пригород Парижа, где случайно находит женщину - Натали, вдохнувшую в него энергию. Она замужем, но понимает, что безумно в него влюблена. Писательница рисует образ сильной, волевой, мудрой, не любящей половинчатость женщины, пусть и как все мы эмоциональной. То, что между ними возникает, даже скорее и вернее стоит назвать страстью. И как всякой страсти ей суждено было перегореть. Вот только в остатке у Натали была любовь,ради которой она пожертвовала всем, бросила все, что было хоть как-то ей дорого. Но что же получилось у Жиля? Рассуждениям об этом посвящена последняя часть романа.

Мне лично образы Натали и Жиля очень напомнили знакомых нам еще со школьных времен Татьяну Ларину и Евгения Онегина из Пушкинского произведения. Есть в их характерах сходство. Например, и Татьяна, и Натали очень своенравны, чувственны, эмоциональны, независимо от светского общества, которое их окружает (в смысле того, что это общество не определяет их сознание). А вот и Евгений, и Жиль очень светские люди, которые хоть и умны, но очень ведомы, зависимы от мнения окружения,пресыщены всем, этакие любимцы публики. И исход в обоих случаях получился трагичным.

Description

Примечательно, что книга была издана в 1969 году. В то время нервная депрессия была в моде. Вот,что об этом говорила сама Франсуаза Саган: "Эта моя книга - прежде всего добротный диагноз нервной депрессии, хотя я могу поклясться, что лишь значительно позже ощутила, что собой представляет этот бич современности".


Еще одна важная деталь:название романа – это аллюзия к строкам из стихотворения известного поэта Поля Элюара:

"И я вижу ее, и теряю ее, и скорблю, 

И скорбь моя подобна солнцу в холодной воде".

Цитаты из произведения:


"Просто мне ничего на свете не хочется, вот и все. Кажется, модная болезнь, да?".


"Есть слишком очевидные вещи, которые не нуждаются в словесном выражении".


"Любопытно, как порой бывает удобно, когда гордиев узел разрубаешь не ты, а кто-то другой".


"В тот день, когда вы устыдитесь того, что любите, вы погибли… Погибли для самого себя".


"В любви всегда кто-то один в конце концов заставляет другого страдать и, что лишь иногда, очень редко роли меняются".


"Время от времени человеку не мешает побыть в одиночестве – это имеет свою прелесть".


"Найдется ли на свете более одинокое существо, чем человек, принявший решение жить весело, счастливо, с благодушным цинизмом, человек, пришедший к такому решению самым естественным путем – инстинктивно – и вдруг оставшийся с пустыми руками".


"Жизнь – это как волны в море. Одна несет вверх, другая вниз".

"Любите ли вы Брамса?"

AltText

И еще мне хотелось бы посоветовать вам роман Франсуазы Саган под названием "Любите ли вы Брамса?".Он опять о любви, о трагичной любви. Главная героиня книги – Поль – зрелая женщина (то есть она уже не девочка-подросток и до старости ей еще далеко). Мы знакомимся с ней в тот момент, когда она ожидает своего мужчину – Роже. Они уже несколько лет вместе, но при этом живут отдельно. Да и их отношения можно скорее назвать свободными, чем постоянными. Ведь Роже часто заводит интрижки на стороне (видимо потому, что невероятно не уверен в себе), а Поль о них знает.Так же, как и о том, что ее он все-таки любит и уважает. Может поэтому она мирится с его "девочками", с его отсутствием в некоторые дни.

Однако в жизни Поль настал тот момент, когда ей уже хочется, чтобы любимый человек был рядом, какой-то степенности,постоянства. А Роже не подходит для этого. Можно ли в такой ситуации продолжать отношения? В этот переломный момент в жизни Поль появляется еще один мужчина Симон (который младше ее на несколько лет, что важно для героини). Он безумно в нее влюбляется и пытается всячески покорить ее. Поэтому Поль оказывается перед выбором – с одной стороны Роже, которого она любит, но он не готов к серьезным отношениям, а с другой – Симон, который ее любит, но она скорее просто покорена его напором, чувственностью и преданностью. 


В итоге получается трагичная (как всегда у Саган) картина. Честно скажу, для меня роман порой был слишком "приторным", ну прям любовная любовь, легкое чтение для женщин. Но это было только временами. Особенно порадовал меня финал. В смысле он, конечно, грустный, но зато несколько неожиданный, не следовавший из текста. Это, на мой взгляд, кардинально отличает произведения Франсуазы Саган от глупых женских романов.

А еще в отличие от первых двух произведений Саган, о которых я уже написала, в книге "Любители вы Брамса?" мне нравятся сами персонажи. Они все мне понятны и не вызывают противоречий. То есть они, конечно, не исключительно плохи и хороши, но по их описанию я могу сказать однозначно, приятны они мне или нет.


Цитаты из произведения:


"Жестокость ее была как бы изнанкой грусти, нелепой потребностью отомстить тому, кто ничем этого не заслужил".


"Но чего ждать? Ждать, пока эта женщина поймет, что любит самого заурядного хама; но как раз такие-то вещи понимают медленнее всего на свете".


"До чего же непонятливы эти мужчины. "Я так доверяю тебе"... Так доверяю, что могу изменить, оставить тебя одну и не допустить и мысли о том, что ты можешь поступить так же. Просто замечательно!".


"Мерзки эти воскресные дни одиноких женщин: книга, которую читаешь в постели, всячески стараясь затянуть чтение, переполненные кинотеатры, возможно, коктейль или обед в чьей-нибудь компании; а дома по возвращении - неубранная постель и такое ощущение, будто с утра не было прожито еще ни одной минуты".


"Любить - это еще не все, нужно еще быть любимым".