читай • пиши • делисьПерейти в журнал

Художники №1

05.04.2016

Автор: Ирина Добронравова

Описание картин. Для искусствоведов от искусствоведа


Жорж Сёра. Белая собака

Full

Как мы уже знаем,Жорж Сёра – художник-неоимпрессионист. В мировую историю живописи он вошел также как создатель техники дивизионизма (или пуантилизма) – нанесение мазков одинакового размера отдельно друг от друга. Его картина "Белая собака" как раз и выполнена в этой технике в 1885 году.

Перед нами наполотне предстает парк на берегу реки в солнечный летний день. Люди спокойноотдыхают, общаются, любуются природой, выгуливают собак…

Интересной является не только сама картина, но и история ее написания. Название полотна –"Белая собака". Само животное мы можем увидеть в верхней левой части картины. Но вот в первоначальном варианте работы Сёра и не собирался изображать собаку.

Кстати, парк и ракурс на картине очень напоминают другую работу художника – "Воскресный день на острове Гранд-Жатт", которая вызвала огромное количество споров,когда была представлена публике.

Можно отметить, что на выставках к картинам Сёра было очень сложно подойти из-за толп людей,которые они вокруг себя собирали. Зрителя привлекали и сюжеты художника. Но главное – его техника. Художник очень много работал над ней, изучил труды Шевреля, Руда, Блана, посвященные теории цвета.

К сожалению, Жорж Сёра умер в возрасте 31 года. Но его новаторские достижения в области живописи повлияли в дальнейшем на множество художников следующих поколений.

Жорж Сёра. Воскресная прогулка на острове Гранд-Жатт

Full

Полотно "Воскресная прогулка на острове Гранд-Жатт" было написано художником в 1886 году. Выполнено оно в технике пуантилизма (то есть отдельными мазками, не смешивая их на картине).

Когда картина была написана, она вызвала огромное количество споров, как со стороны критиков, таки со стороны общества. Причиной их было то, как Сёра изобразил людей: силуэты на полотне очень четкие и яркие, но вот лица совершенно не прорисованы. Поэтому все люди выглядят словно манекены или куклы, нет ощущения, что они живые, настоящие. Именно это и не понравился простым зрителям и критикам.

Но сам Сёра пояснял,что в картине главное – внутренняя, духовная составляющая, которую каждый увидит по-своему. То есть посмотреть на лица можно в музее, театре, на улице… А суть этой картины – изображение отдыха обычных парижан на острове Гранд-Жатт,на берегу Сены. Всем хочется тишины и спокойствия, а пейзаж картины усиливает это впечатление. Кто-то пришел с детьми, кто-то – с супругами. Кто-то устроил себе пикник, а кто-то любуется корабликами и парусниками… То есть, глядя на картину, создается ощущение праздности, а также сонливости и лености выходного дня.

Цветовая гамма полотна весьма лаконична и сдержанна. Художник использовал желтые, красные, фиолетовые,сиреневые, зеленые и белые оттенки. Но при этом пейзаж получился яркий и солнечный.

Кстати, картина по своему размеру очень большая (2*3 метра). Работа над ней заняла немало времени художника. Перед тем, как начать главное полотно Сера также сделал множество набросков и этюдов, которые он писал на пленэре. А потом прорабатывал их в мастерской.


Иван Айвазовский. Шторм

Full

Все мы знаем художника Ивана Айвазовского как невероятно талантливого мариниста. Больше всего он любил море, поэтому и воспевал его на своих полотнах. Смело можно сказать, что море – главный герой его картин (даже если там есть люди,корабли).

В картине "Шторм"мы видим море как всепоглощающую стихию, сметающую и разрушающую все. Оно гораздо больше и сильнее человека.

Также на полотне мы можем увидеть корабль, который вырисовывается неясной тенью. Это скорее даже призрак, чем настоящее судно. Уже оборвались паруса, мачта вот-вот обрушится, а волны продолжают нести корабль прямо на скалы, где его ждет верная гибель.

А на переднем плане перед нами – шлюпка. Лиц матросов нам не видно, но мы можем представить,какое отчаяние охватывает их перед этой стихией, с которой они не могут бороться. Как и корабль, их ждет скорая гибель.

Но, несмотря на трагичность, море восхищает и завораживает нас. Оно словно хищный зверь бросается на добычу. Удивительно красива цветовая гамма, с помощью которой Айвазовский передал море. А светлое пятно дает хотя бы зыбкую, но надежду на то, что шторм скоро закончится.

Картина одновременно вызывает восхищение и ужас. В этом – огромная заслуга невероятно талантливого Ивана Константиновича Айвазовского.