читай • пиши • делисьПерейти в журнал

ФОТОграф №44

19.06.2017

Автор: Анжелика Симонова

Немного о творчестве гениального француза


Роберт Франк

Роберт Франк родился 9 ноября 1924 года в Цюрихе. Это очень талантливый американо-швейцарский фотограф, а также режиссер и оператор. Франка уже давно признали один из самых важных фотографов второй половины XX века и мастером документального жанра.
Отец Роберта был германским архитектором, мама - гражданкой Швейцарии. Также у фотографа есть брат.
По окончании гимназии в Цюрихе Франк начал там же изучать искусство фотографии и графики. После этого он начал работать на разных киностудиях Цюриха и Женевы. Затем Роберта пригласили работать в Нью-Йорк, где он выполнял заказы американских толстых журналов.
В период с 1948 по 1954 годы фотограф много путешествовал по всему миру. Он побывал в Великобритании, Франции, Италии и Испании, Боливии и Перу… В то же время Роберт познакомился с такими опытными и гениальными мастерами фотографии, как Эрвитт Эллиотт, Эдвард Стейхен, Уокер Эванс. А снимки самого Франка стали появляться в таких изданиях, как "Life", "Look", "Vogue", "Harper's Bazaar".
В 1950 году Франк женился на Мэри Локспайзер. В этом браке у него появилось двое детей - Андреа и Пабло.
В 1953 году совместными усилиями Роберта Франка и Эдварда Стейхена в нью-йоркском музее современного искусства открылась большая выставка под названием "Послевоенные европейские фотографы".
В 1955 году Роберт получил стипендию Фонда Гуггенхайма, благодаря которой он совершил длительную поездку через Соединенные Штаты. Результатом этого путешествия стала огромная работа, продемонстрировавшая панораму американской жизни. Всего Франк сделал около 28 тысяч снимков, лучшие из которых были опубликованы в 1957 году в книге "The Americans". Пожалуй, это самая известная его работа. Она же считается одной из наиболее влиятельных и авторитетных фотографических книг ХХ века. Кроме того, сборник стал каноническим произведением поколения битников. А предисловие к ней написал писатель Джек Керуак.
В этой своей знаменитой книге Роберт использовал необычный фокус, минимум освещения и кадрирование. Поэтому его снимки были порой размытыми и с заваленным горизонтом. Интересно, что в США сначала ее критиковали, поэтому впервые опубликована она была в Париже.
"Я езжу по штатам. Около года. 500 роликов плёнки. Я захожу в почтовые отделения, дешёвые магазины, на автобусные остановки. Ночую в дешёвых отелях. В 7 утра иду в ближайшее кафе. Работаю всё время. Разговариваю мало. Стараюсь быть незаметным…", - так он сам описывал свою работу над "Американцами".
С 1958 года Роберт Франк расширил поле своей деятельности и начал работать в кино. Он снимал как короткометражки, так и полнометражные фильм. Например, "Грех Иисуса", "Превращения в Вермонте", "Мне и моему брату"… Одна из самых известных его режиссерских работ – "Блюз членососа" ("Cocksucker Blues"), документальный фильм о "Rolling Stones", снятый в 1972 году во время американского турне группы. Франк тогда уделял внимание закулисной жизни музыкантов. Мик Джаггер после окончания работы сказал Франку: "Это чертовски хороший фильм, Роберт, но если его покажут в Америке, мы никогда не сможем выступать в этой стране". Поэтому музыканты потом судились с Франком за авторские права, в результате чего суд решил ограничить показ фильма.

В 1969 году Франк и Мэри развелись, и Роберт женился во второй раз. Еще двумя годами позднее он перебрался в Новую Шотландию на канадский остров Кейп-Бретон. Но, к сожалению, позднее в его жизни случилась трагедия – сначала в авиакатастрофе погибла его дочь Андреа, а потом у сына Пабло диагностировали шизофрению и в 1994 году он умер в больнице. Поэтому в Новой Шотландии Роберт стал жить затворником. Однако работу свою не оставлял.






Высказывания Роберта Франка:
"Мнение часто состоит из своего рода критики. Но критика может выйти из любви. Важно видеть то, что невидимо для других".
"Белое и черное - это цвета фотографии. Для меня они символизируют надежду и отчаяние".
"Я всегда говорю, что не хочу быть сентиментальным, что фотографии не должны быть сентиментальными, но все равно знаю - я сентиментален".
"Я не планирую свои фотографии, не придумываю ничего заранее и не ожидаю, что зритель разделит мою точку зрения. Однако я чувствую, что если после просмотра моей фотографии в его душе что-то останется - значит, я не зря работал".
"...мои фотографии будут паузами в этом постоянном движении, дыханием свежего ветра, окнами в другое время, другие места".
"Меня часто обвиняют, что я сознательно искажаю факты, чтобы они соответствовали моей точке зрения. Это отчасти правда, ведь фотограф не может наблюдать жизнь безучастно. Его мнение - своего рода критицизм. Но критицизм может быть и от любви".

Фотографии Роберта Франка: