читай • пиши • делисьПерейти в журнал

Дневники киномана №52

20.11.2017

Автор: Ксения Романова


"Ирония судьбы, или С легким паром"

Продолжаю тему советского кино, хочу поделиться с вами своим впечатлением о фильме, который, наверное, хоть раз смотрел каждый из вас. А все потому, что его постоянно показывают на Новый год по всем российским каналам. Это, конечно, «Ирония судьбы, или С легким паром», снятая Эльдаром Рязановым в 1975 году.
Если вдруг вы относитесь к тому числу, кто не успел до сих пор посмотреть этот чудесный фильм, то вот вам вкратце сюжет: главный герои истории - закоренелый холостяк, хирург из Москвы Евгений Лукашин (Андрей Мягков) 31 декабря он собирался отмечать со свой невестой Галей (Ольга Науменко), но днем Лукашин идет в баню со своими друзьями – Павликом (Александр Ширвиндт), Сашей (Александр Белявский) и Мишей (Георгий Бурков). Традиция у них такая ежегодная. Там они, разумеется, выпивают и по ошибке отправляют в Ленинград вместо Павлика сонного и нетрезвого Женю. Весь полет он проспал, а, приземлившись, «запихнул» себя в такси и назвал домашний адрес. И надо же такому случиться, что в Ленинграде есть такой дом, как у него в Москве. А там – такая же квартира, с таким же замком, который он с легкостью открывает. Да, были времена типовой застройки. В результате он ложится спать, а в квартиру приходит ее хозяйка - учительница русского языка и литературы Надежда Шевелёва (Барбара Брыльска). У нее на это вечер большие планы: она собиралась отметить Новый год со своим женихом Ипполитом Георгиевичем (Юрия Яковлев). Естественно, обнаружив неизвестного мужчину, женщина приходит в ужас. Осознав, что произошло, она пытается выгнать его до прихода Ипполита. Но в тот вечер судьбе было угодно распорядиться по-другому…
Признаюсь честно, для меня ни один Новый год не проходит без этого фильма. Его просмотр – настоящая традиция, которой я неукоснительно придерживаюсь. А началось все еще с моей бабушки, которая тоже очень любила «Иронию судьбы». Мне кажется, эта картина – достойный ответ голливудскому рождественскому кино, в котором обязательно случается чудо. Вот и здесь чудо произошло – два человека нашли друг друга в огромном мире. Только перед этим им было не так-то весело. Согласитесь, обнаружив постороннего человека в своей квартире, вы вряд ли будете ему рады?
Еще это очень советское кино. Такое, которое отражает жизнь в стране. Та же типовая застройка, при которой была возможна подобная ситуация. Потом, наверно, вы помните или просто знаете, что был период, когда достать было ничего невозможно, даже если у вас были деньги. А все, что ценой огромных усилий удалось прикупить, тоже было одинаковым – стенки, обои, софы… Так что как бы удивительно не звучала история о том, что мужчина не узнал свою квартиру. Но да, шанс, что это возможно в реальности, существовал.
Ну и нельзя не отметить актерский состав. Кроме всех перечисленных мной, в «Иронии судьбы» снялись еще Лия Ахеджакова, Валентина Талызина, Любовь Добржанская, Любовь Соколова… Я уже писала в предыдущем выпуске, что в советском кино качественно играли даже статисты. И эта картина Рязанова не стала исключением. Говорят, что между Брыльской и Мягковым было на площадке некоторое напряжение. Но разве это видно в фильме? Совсем нет. Перед нами появляются те самые люди, которых прописал сценарист и увидел режиссер.

Цитаты из фильма:

«Если вы любите женщину, вы должны доверять ей».
«— А все-таки у нас с Вами самые замечательные профессии, самые нужные!
— Судя по зарплате - нет».
«— Ура!
— Чего «ура»?
— Я возвращаюсь, у меня уважительная причина - я портфель забыл.
— А! Это вы нарочно придумали!
— А зачем бы я мёрз столько времени?
— Подождите, подождите! Я вам вынесу портфель.
— Нет! Я вам не доверяю, у меня там ценный веник».
«У меня такое ощущение, что за эту ночь мы прожили целую жизнь...».
«— Это вы Ипполита окатили? Он сейчас шел весь мокрый!
— Это он мокрый от слез...».
«На правду нельзя обижаться, даже если она горькая».
«— Знаешь, когда люди поют?
— Когда нет слуха и голоса?
— Когда они счастливы!..».
«— Я очень люблю, когда ты поешь.
— Просто ты ко мне необъективно относишься.
— Еще как. Еще как необъективно».
«Он у тебя в постели, но он не знает, как тебя зовут? Прекрасно!».
«— Ошибки врачей дорого обходятся людям.
— Да. Ошибки учителей не столь заметны, но в конечном счете они обходятся не менее дорого».
«— Я не проходимец, как будто вы этого не видите. Я несчастный человек.
— Как будто несчастный человек не может быть проходимцем».
«Разве может быть запрограммированное, ожидаемое, запланированное счастье?».