читай • пиши • делисьПерейти в журнал

Cityburg выпуск 18 №3

24.12.2019

Автор: Cityburg


Рубрика "Интересный факт"
Армения
"Озеро Севан"
                          

Озеро Севан – внутреннее армянское море, пользующееся популярностью  в плане летнего отдыха, на берегах которого вы найдёте также монастырь  Севанованк и крупнейшее кладбище хачкаров.
Прекрасные пейзажи прозрачного озера Севан. Возможность искупаться в озере на высоте 1900 метров над уровнем моря. Монастырь Севанаванк с видом на озеро и город. Как говорят армяне, вода в озере  «сладкая», то есть совсем не солёная. И это означает, что если в море плавать легко, ибо вода сама тебя держит, то в Севане утонуть запросто. Лучший пляж озера расположен в посёлке Шорджа, на дальнем берегу Севана у полуострова Артениш. Средняя глубина озера 26 м, на температуру воды плюс 20 можете не рассчитывать.
Побывать в Армении и не увидеть Севан? Значит, не побывать в Армении.  Это лазурно- синее озеро – самое большое на Кавказе, самое красиво и прозрачное и для армян выполняет функцию внутреннего моря. Озеро Севан (по-армянски Севан-Лич) расположено на высоте 1900 метров над уровнем моря, поэтому тут прохладно, и купальный сезон длиться с  конца  июня по середину сентября. Но в июле –августе,  когда в Ереване царит жара, отдых на Севане- это самое то.  А зимой озеро не замерзает только благодаря наличию родников,  но вокруг снега полным-полно. Озеро также знаменито своей рыбой, особенно форелью (её называют ишхан), хотя в последнее время самая популярная  рыба –сиг. Озеро окружено горами со всех сторон и делиться на две части: Малый и Большой Севан. Малый Севан отличается большой глубиной и изрезанными берегами, и это наиболее популярная часть озера, куда приходит дорога из  Еревана и где есть пляжи. В Большом Севане дно ровное, а берега мало изрезаны.
 С озером Севан в XX веке  происходила масса интересного. началось с того, что в 1910 году учёный Манасерян выступил с инициативой ликвидировать избыточную водную площадь, уменьшить глубину озера и сбросить воды озера  для орошения Араратской долины , для чего в 1923-1962 годах на реке Раздан вплоть до Еревана был построен целый каскад из 11 ГЭС. В результате этого уровень воды  сильно упал,  экология и качество севанской воды ухудшились,  после войны уровень воды в  Севане падал каждый год на 1 метр, и в 1981-2003 годах пришлось строить уже тоннель к реке Арпа длиной 48 км, чтобы восполнить дефицит воды.  Площадь озера уменьшилась на 12%, но осушенные земли оказались малопригодны для сельского хозяйства.
Ключ к озеру – одноимённый городок Севан, основанный на месте вытекания из озера реки Раздан русскими переселенцами-молоканами как  посёлок Еленовка в 1842 году. Там есть довольно большой песчано-галечный пляж, несколько отелей  и кафе. А самое значимое на Севане место видно невооружённым глазом – это примыкающий с севера к городку  Севан  скалистый полуостров.  У него есть секрет – в недалёком прошлом д сброса воды он был островом. На гору ведёт  единственная дорога, и там находится  монастырь      Севанованк, состоящий из двух церквей конца  IX века: Сурб Аракелоц и Сурб Карапет. Монастырь был основан в 874 году специально для монахов из Эчмиадзина, которые совершили грех. В истории он прославился тем, что у него царь Армении Ашот II Железный в 925 году победил арабов. Церкви Севанованка небольшие и архитектурно маловыравзительны, но в данном случае большое значение имеет окрестный антураж, а он говорит о том, что это единственная армянская церковь, стоящая на воде. Кроме того, в отличие от других церквей Армении севанские построены не из туфа, а из другого вулканического камня. Изначально  главная монастырская церковь  Сурб Аставацацин (Богородицы) после закрытия монастыря в 1931 году  была безжалостно разобрана на камни, из которых построили санаторий. К монастырю надо подниматься по лестнице. Кроме монастыря на полуострове сейчас располагается главный религиозный вуз Армении- духовная академия  Вазгенян, основанная в 2004 году. А мыс полуострова занят дачами католикоса и президента Армении.
Рубрика "Интересный факт"
Армения
"Дилижан"
Дилижан – главный курорт Армении, стоящий в ущелье и окружённый лесами, где есть отреставрированная улица с традиционными каменными домами  XIX века.


Чрезвычайно популярный и даже культовый прежде всего у самих армян город-курорт, где принято отдыхать от ереванской жары детом. Это городок, разбросанный по холмам на высоте 1300-1500 метров над уровнем моря. Он окружён горами и лесами в глубоком ущелье речки Агстёв (притока Куры), благодаря этому зима здесь относительно мягкая, а лето- умеренно тёплое.  Однако при этом в Дилижане довольно   прохладные ночи. Как город  Дилижан довольно молод – его основали в 1862 году,  а свой расцвет он испытал в брежневские времена, когда  тут построили несколько санаториев. Чуть раньше, в 1947 году, в Дилижане появился завод по производству минеральных вод.
Самое интересное: дилижанская воды. Улица Шарамбеяна с реставрированными домиками. Краеведческий музей коллекцией картин. Вилла Ханжяна с деревом-памятником. Дорога из Еревана с пейзажами озера  Севан и  тоннелем.
Чем хорош Дилижан? Армяне выделяют в первую очередь местную воду, которую они считают второй по вкусности в мире первая -  в Сан-Франциско, о чём авторитетно поведал   Рубен Хачкарян в фильме «Мимино». Во-вторых, квартал старинных домиков в типично  армянском стиле. Наконец, большую роль в Дилижане  играет сама атмосфера, которую создают  издавна   живущие здесь  представители армянской творческой интеллигенции.  По сценарию «Мимино», персонаж Мкртчян жил именно здесь, поэтому в центре города у автовокзала вас встретит памятник героям  этого фильма, а по сути, актёрам Кикабидзе, Леонову и Мкртчяну (2011, скульптор Армен Вартанян), который  оформлен как памятник- родник. Чисто практически дилижанская вода доступна в многочисленных придорожных родниках.
Центром узкого Дилижана, змеёй вытянутого по ущелью, является площадь с автостанцией на перекрёстке дорог в  Ереван (на юг), в Инджеван  (на Север) Виндзор (на запад(. Здесь неподалёку высится пятиконечный острый монумент Советской Армении (1970), отсюда вверх уходит извилисто-парковая улица Мясникяна, где вы увидите все формальные признаки советского курорта: пафосные лестницы, ротонду –амфитеатр, вазоны, а также краеведческий музей с четырьмя скульптурами на беломрамарном фасаде. В этом музее вы увидите археологические находки, а также довольно неожиданную коллекцию картин (Жан-Батиста Грез, Шишкин, Айвазовский, Сарьян). Улица приведёт вас на главную площадь города с мэрией.
Однако серпантины улицы Мясникяна можно на середине пути миновать и пойти напрямую, по пешеходной улице Шарамбеяна, которая  и представляет туристу «старый Дилижан». Эта улочка застроена домами в едином стиле – из серого камня, и этим претендует на сравнение с грузинским  Сигнахи.  Проект  был осуществлён строительной компанией в 2004-2010 годах. Эта же компания построила комплекс, состоящий из отеля, ресторана  и сувенирных магазинов и мастерских (гончары,  разрезчики по дереву, кузнецы).
Вы также можете  совершить прогулку в противоположном западном направлении от автовокзала вдоль ущелья  Агстева (можно идти по обоим берегам, там есть частные мостики).  Через 2 км вы придёте к оздоровительному комплексу «Дилижан», куда  надо будет взбираться по лестнице. Зато вас ожидают отличные виды, впечатляющий памятник жертвам Спитакского землетрясения на холме. Наконец, от автовокзала можно подняться на 250 метров к вилле Ханджяна (1928-1936), построенной для первого секретаря армянской компартии, по слухам, застрелянного Берией в 1936 году. Вилла заброшена, но потрясает своей мозаикой, лестницами и прочим пафосом сталинской эпохи. Кроме того, в лесу у дачи Ханджяна  вас ждёт необычный памятник – к коряжистой сосне приделана резная мужская голова. Эта скульптура «Царь лесов» появилась здесь в 1960-х годах усилиями скульптора  Ары Саргсяна.
          Дилижанский национальный парк
 Дилижанский национальный парк – два средневековых армянских монастыря, Агарцин и Гошаванк, расположенные в горном лесу, и  красивейшее  прозрачное озеро  Парз-Лич.




Агарцин – уединённый лесной монастырь, и отреставрированный три года назад. Гошаванк – монастырь. Парз-Лич озеро с прозрачной водой и рыбным кафе.
Все три места находится к востоку от Дилижана, монастыри можно посетить утром в рамках одной поездки, а во второй половине дня отправиться на озеро.
Для туриста именно эти места в ближайших окрестностях Дилижана будут, возможно интереснее, чем сам город-курорт. В национальном парке, который по большому счёту представляет собой густой лесной массив из буков, дубов и сосен, находятся два старинных монастыря и великолепное по красоте горное озеро.
 Монастырь Агарцин может претендовать на статус самого живописного в Армении, и это заслуга что архитекторов, что природы – он находится посреди леса. Как и множество других монастырей на севере  Армении, он возник во времена  Анийского царства в X веке. Главная церковь Св.Богородицы с 16-гранным куполом и украшениями на фасаде была построена в 1281 году.  Также в состав монастыря входит церковь Св.Григория конца X века (древнейший элемент Агарцина), маленькая церквушка Сурб Степанос (1244) и гавит XIII века с  надгробными плитами на могилах царей Смбата и Гагика династии Багратуни. Реставрация комплекса проходила в 2008-2013 годах при содействии эмира Шарджи, в ходе которой в трапезной (1248) была воссоздана средневековая монастырская школа с пеньками, на которых сидели ученики. 
Монастырь Гошаванк, или Нор-Гетик, был основан великим армянским мыслителем, правоведом и теологом Мхитаром Гошем в 1188 году при содействии князя Иванэ Закаряна, военоначальника царицы Тамары, у которого Гош  был консультантом. Монастырь  строили примерно сто лет, и  почти все его элементы датируются XIII веком. В центре композиции находится главная церковь Аставацацин  (1191-1196) и пристроенный к ней навит (1203). Позже появились церковь Св.Григория(1241) и храм Григория Просветителя (1291) со звонницей  и ротондой, а также несколько часовен. Особое значение имеют разрушенный склеп Мхитара Гоша (1120-1213) и хачкары. Главная церковь монастыря славиться своими надписями. Несмотря на то что Гошаванк  проигрывает Агарцину по уединённости и пейзажности, он  также располагает к созерцанию и раздумьям.
Кроме двух монастырей парк примечателен  красивейшим горным озером  Парз-Лич, что в переводе означает прозрачное. Правда,  над его прозрачностью смеются все армяне, которые являются фанатами Севана. На самом деле оно действительно прозрачное, а зеленоватая вода у него просто потому, что в ней отражается зелень лесов. Озеро имеет продолговатое очертание )385 на 85) и глубину более 5 метров. Минус озера в том, что к нему ведёт очень плохая грунтовая дорога. Зато здесь есть туристическая инфраструктура, представленная плотами, лодками и ресторанчиком, главным в котором являются блюда из форели. Всё это тоже появилось совсем недавно – ещё в 2009 году озеро было абсолютно не обустроено и заброшено.
    Автор рубрики и фото: Анастасия Гаранкина
 
 
 
 
 
 
 
Рубрика "Интересный факт"
Армения
"Гюмри"
 Гюмри – второй по величине город Армении центр Ширакской области, стоящей на высоте 1550 метров над уровнем моря посреди Армянского нагорья.  Город известен холодным климатом, российской военной базой и постоянной сейсмической угрозой (8-9 баллов). В XIX веке он назывался Александрополем и был для Российской империи в Армении более важным, чем Ереван, а в Закавказье  считался третьим городом после Тифлиса и Баку.



Самое интересное: архитектура здания музея (дом из чёрно-розового туфа). Обстановка богатого армянского дома конца  XIX века с подвалами и конюшней. Посмертные маски Сергея Меркурова.
Ещё один отличный образец   доревалюционной архитектуры  Гюмри – дом-музей Ованеса Шираза на углу Горького и Шаумяна (пройти квартал от центральной площади за чёрную церковь).
                Центральная площадь Гюмри
Ансамбль центральной площади Гюмри (Вардананц) сложился после землетрясения 1926 года и выполнен по плану Александра Таманяна. В центре площади расположен «памятник армянским царям» в честь легендарного полководца V века  Вардана  Мамиконяна.  Слева от  него стоит т.н. Чёрная церковь Богородицы (Сурб Аставацацин),  построенная изначально в 1873-1884 годах и восстановленная после спитакского  землетрясения в 2001 году. Обязательно стоит зайти внутрь,  особенно если вы посещали перед этим другие армянские церкви. Вы будете поражены пестротой и богатством убранства и наличием красивого иконостаса – это влияние русского православия.  Рядом с ней – типичное для Гюмри красно-чёрное туфовое здание кинотеатра  «Октябрь» (1927). Напротив памятника – массивное здание мэрии 30-х годов в стиле  Таманяна (синтез сталинского м армянского стилей) и чуть правее - памятник   Степану Шаумяну. Справа же  стоит восстанавливающаяся церковь  Аменапркич, или Всеспасителя (1860-1873), возведённая по образу кафедрального собора в Ани из чёрно-оранжевого туфа.  За церковью – памятник жертвам спиктантского  землетрясения 1988 года, а дальше простирается бульвар-сквер с 2- хачкарами, который заканчивается помпезным зданием отеля. Параллельно тянется комплекс фонтанов, между которыми стоит арка-памятник советскому Ленинакану (1984).


                                                Чёрная крепость
  Эта крепость, представляющая собой круг из чёрного туфа диаметром 50 метров, была построена на вершине холма на западной окраине Гюмри в 1830-х годах русскими сразу после присоединения  Армении для защиты от  турок. С вершины холма открывается отличный вид на город. Кроме того, на холме с крепостью вы увидите малую копию Матери-Армении (1975), которая держит в руках копос и чашу. Всего в 1 км отсюда раскинулась огромная территория 102-й российской военной базы, которая как бы взяла эстафету от Чёрной крепости и продолжает защищать Армению от недружественной ей Турции.



Автор рубрики и фото: Анастасия Гаранкина
 
 
 
 
 
Рубрика "Интересный факт"
Армения
"Водопад Джермук- волосы русалки"
 Джермук – город курорт, славящийся минеральной водой, красивым ущельем и водопадом.


Один из двух городов-курортов Армении базируется на местной минеральной воде, но окрестные пейзажи и природные прелести не оставляют равнодушным.   В Джермуке  около 40 источников,  часть которых представляют собой фонтанирующие скважины. Минеральная вода Джермук по своему составу и свойствам (гидрокарбонатно-сульфатно-натриево-кремниевым водами) близка аналогам  Железноводска и  Карловых Вар и потому полезна страдающим  разными  заболеваниями.


 Самое интересное: минеральная вода в центральной галерее. Аллея каменных голов в парке. Водопад «Волосы русалки». Каньон реки Арпа.


Сам Джермук стоит наверху скалистого ущелья, но можно спуститься вниз и прогуляться по низу каньона, в т.ч. под  единственным и очень высоким мостом, и понаблюдать базальтовые столбы.


   Джермук – очень компактный горный посёлок, географически уплотнённый горами и лесами. Центром его жизни служит пафосная питьевая галерея, построенная в 1950-х годах из оранжевого туфа. Внутри галереи есть множество краников-фонтанчиков, откуда стекают различные минеральные воды и падают в вазоны. Можно подходить к любому,  наливать воду в специальные курортные пиалки и потреблять воду внутрь.  Воды разняться по своей температуре, но в целом они тёплые (+30 -+50 градусов) и, по некоторым  субъктивным ощущениям, не очень приятные (когда вода остывает, то вкусовые качества её улучшаются). Рядом с галереей  стоит новая гостиница и разбит небольшой парк,  заполненный оригинальными скульптурами в виде голов фиданианов – борцов за армянскую независимость XIX-XX  веков. Головы выполнены из валунов, которые в качестве фона тоже валяются рядом, и получается своего рода «микро Рашмор», если сравнивать со знаменитым скалистым парком в США с головами президентов. Ещё один символ Джермука – скульптура оленя на обрыве над каньном. В Джемурке несколько отлей и санаториев, некоторые из которых остались от советских времён с соответствующего уровня комфортом и сервисом.
 Всего 500 метров отделяют питьевую галерею от Джермурского водопада, который неформально называется  «Волосами русалки» и полого спадает по потоку лавы в реку  тремя трассами (общая высота 68 м, и он второй в Армении после Касахского). Из развлечений в Джемурке предусмотрен также термальный бассейн в парке, прогулки на катамаранах по озерцу и километровая в 2007 году и увозящая в горы, где зимой проложены трассы горных  лыж.
 
 
 
 
 
Рубрика "Интересный факт"
Армения
"Монастырь Нораванк"
 Монастырь Нораванк -  архитектурный шедевр на фоне шедевра природного – впечатляющего каньона красных скал в ущелье реки Арпа.



 Нораванк входит в число главных пейзажных монастырей  Армении наряду с  Гегардом, Ахпатом и Гошаванком. Несмотря на его несомненные архитектурные достоинства, следует признать, что без природного окружения он выглядел бы не столь уникально и ярко. А окружение заключается в великолепных красных скалах, на фоне которых обитель и располагается. Эти скалы сопровождают долину реки Арпа на многие километры её протяжения, только здесь окрашены в красный цвет. И возможно, поразит вас не столько монастырь, а 8 километровая  дорога к нему от трассы Ереван- Горис, которая буквально пробита сквозь каньон красных  отвесных скал, нависающих сверху. 



Самое интересное: великолепная архитектура монастыря – творение Сиранеса и Момика. Резные орнаменты церкви Сурб Карапет.  Фантастическая дорога-каньон красных скал от Арени до Нораванка.



  Нораванк (в переводе «новый монастырь») был построен в XIII-XIV веках в ущелье реки Арпа при участии архитектора Сиранеса и скульптора Момика. Его основал в 1205 году епископ Ованнес, который потом перенёс сюда резиденцию епископов Сюника. Затем сюда переместились и князья Орбеляны, а монастырь стал крупным духовным и культурным центром Южной Армении. Комплекс включает в себя церковь  Сурб Аставацацин (1339).  Крепостные стены появились в монастыре уже в XVII-XVIII веках.
Наиболее величественная церковь Аствацацин также известна под названием Буртелашен (по имени князя Буртела Орбеляна). На втором  ярусе церкви- мололельня, куда ведёт узкая лестница, а над дверью можно видеть барельеф  с Богоматерью, Христом и архангелами.
Церковь Сурб Карпает примечательна своим гавитом (1261), украшенным великолепными хачкарами, надгробными плитами с надписями и резными орнаментами. Пристроенная к церкви часовня Сурб Григор иакже примечательна гробницами Орбелянов, среди которых выделяется надгробная плита с резным изображением человека льва (1300).


Притвор
 Притвор с западной стороны примыкает к главной церкви Сурб Степаноса Нахавка (Св.Стефана Первомученика). Он был построен в качестве церкви – усыпальницы Орбелянов и для настоятелей монастыря. В 1761 году притвор перестраивается архитектором Сиранесом по поручению князя Смбата Орбеляна, а после землетрясения 1321 года он был восстановлен предположительно Момиком. Внутренние стены украшены вмурованными хачкарами и барельефами.
 Барельеф
На богато орнаментированном барельефе изображена Дева Мария с младенцем на коленях.  В центре композиции- двое святых с суровым взглядом, что характерно для портретов средневекового искусства.
Горельеф  «Бог и Адам»
Горельеф над верхнем окном уникальное исполнение образов Бога-Отца Адама. Христа и сцен на библейскую тему. Автор (предположительно  Момик) смог мастерски изобразить Бога-Отца в реалистичном образе бородатого мужчины. По обе стороны от Бога-Отца представлены Святая Дева и Евангелист Иаоанн, а над гроном- Пророк Дании Левая рука Бога гладит голову Адама получающего дыхание жизни от Святого Духа (голубя). Этот горельеф лучше всего характеризует доведённое до совершенства мастерство Момика. Бытует мнение, что он не смог завершить работу из-за ухудшавшегося зрения Барельефы Нораванка обогащены образами и надписями.
Церковь Сурб Степаноса Первомученика
Главная церковь - Церковь Сурб Степаноса Первомученика была построена по поручению князя Пипарита Орбеляна в 1216-1221 годах. Изнутри это купольно-крестообразное строение с двухэтажными ризницами по четырём углам. Купол был разрушен в 1840 году землетрясением. Единственный вход в церковь расположен с западной стороны.
Церковь привлекает сдержанностью своих архитектурных форм. Внутреннее пространство, особенно возвышение для алтаря выделяется своими роскошными барельефами и крестами.


 "Хор Вирап- глубока темница"
  Монастырь Хор-Вирап -  обитель расположена на расстоянии меньше километра от границы с Турцией и великолепно выглядит на фоне белоснежной громады Арарата, до которого здесь на территории Армении ближе всего.





Монастырь  ценен  не столько сам по себе,  а тем, что он ближайший к горе Арарат, и  вообще его вид на фоне этой великой горы – одна из лучших картинок Армении. На том холме, где стоит монастырь, в древности была армянская столица Арташат, возникшая во II веке до н.э. по воле царя Арташеса, избавившегося от зависимости от империи Селивкидов, - это была четвёртая по нумерации столица страны, которую затем сменил Двин.  Именно там и находилась подземная тюрьма, в которой, по преданию, армянский царь Трдат III в конце III века содержал в заточении в течение около 15 лет святого Григория просветителя до того,  как был исцелен им от  душевного недуга и обращён в христианство. Собственно, в переводе «хор вирап»  означает глубокая темница.


Самое интересное: ближайшее из возможных к горе Арарат место на территории Армении.  Вид монастыря на фоне Арарата. Подземная камера Григория Просветителя. Гора Арарат состоит из двух вершин, и армяне называют их Масиис (большая, справа) и Сис (меньшая, слева), а турецкое название горы- Агры Даг.
 Монастырь был основан   в 642 году, но современный вид принял в  XVII веке. Главная церковь Святой Богородицы (Сурб Аставацацин)  появилась в 1662 году. Дверь, ведущая в главный храм монастыря,  отделана богатой резьбой 3-4 метра, где сидел Григорий Просветитель, до сих пор сохранилась, и вход в неё ведёт из часовни Св.Григория (1661). По сути, это колодец, куда ведёт отвесная железная лестница. Сам монастырь довольно маленький и камерный, но обнесён стеной. Рядом с монастырём находится большое старинное кладбище с хачкарами, а вокруг раскинулось множество виноградников. Дополнительный интересный аспект  Хор Вирапа в том, что он находится всего в 1 км от реки  Аракс и турецкой границы, поэтому можно наблюдать пограничные вышки что с армянской, что с турецкой стороны. Они тянуться к юго-востоку до места, где находится стык четырёх стран- Азербайджана, Армении, Турции и Ирана.
Современный городок  Арташат, называвшейся до 1945 года Камарлу, стоит на левом берегу речки Азат в 10 км от монастыря и ничем особым о древности не напоминает. Он специализируется на плодоводстве и виноградарстве. В древности  же  Арташат считался  армянским Карфагеном и располагался на девяти холмах. Кое-какие   древности раскопаны, но они находятся непосредственно на границе, и вход туда закрыт. В центре городка в 2002-2015  годах построили церковь Св.Иоанна Богослова.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Рубрика "Интересный факт"
Армения
"Ереван -один из самых древнейших городов"
 Ереван – и древний, и молодой город. Формально Ереван – один из древнейших городов  мира, который был основан даже раньше, чем Рим. Но эта дата (782 год до н.э) определяется сооружением крепости  Эребуни на территории города, а она постоянно действующего   поселения не породила. Был у Еревана долгий период безвременья и забытья, после чего появился маленький городок Эривань, который стал центром подчинённого   Ирану ханства. Он был завоёван  Россией в 1827 году, но вплоть до революции в городе мало что изменилось. Только когда  Ереван стал столицей советской  Армении, были предприняты колоссальные усилия по превращению его в реально столичный город. По сути, современный Ереван был построен полностью в советский период, поэтому его с полным основанием можно назвать молодым.



Площадь Республики – центральная площадь  Еревана. Ансамбль  площади составляют пять зданий,  выполненных в одном стиле по проекту  Александра Таманяна и развитом впоследствии его сыновьями  Юлием и Геворгом в 1924- 1958гг: Дом Правительства  Армении, гостиница, Дом министерств, Дом связи и Музейный комплекс. В советское время она называлась площадью  Ленина. Все здания площади   Республики сделаны  из туфа, а нижняя часть – из базальта белого и розового цветов. Этот строительный материал чрезвычайно популярен в Армении, а Ереван благодаря ему называется розовым городом. Стиль площади задумывался как национальный армянский, однако в итоге мы видим здесь один из вариантов сталинского ампира, и в этом плане центр Еревана чем-то напоминает киевский Крещатник.
Комплекс зданий в стиле сталинского ампира с армянским национальным «привкусом». Комплекс танцующих фонтанов.  Разнообразная коллекция живописи в национальной картинной галерее  (западноевропейцы, русские XIX  века, Сарьян, Айвазовский.
От площади Республики открывается хороший вид на ереванскую телебашню (1977,  высота 311 м, по проекту напоминает тбилисскую на горе  Мтацминда).
Часы Дома правительства – излюбленное место свиданий ереванцев. Тема воды для сухого климата  Еревана весьма актуальна – и фонтаны – лишь вершина айсберга. По всему городу расставлены маленькие питьевые фонтанчики («пулпулаки»).
По форме площадь весьма причудлива (220 на 215м), но в целом можно сказать, что напоминает трапецию. В качестве ориентира используем здание с часами – это Дом правительства (1926-1941), построенный  Таманянами и по умолчанию  являющийся центральным  архитектурным элементом площади. Напротив него на другой стороне площади – МИД Армении, построенный как второй Дом правительства (1955, арх.Сафарян, Аревшатян, Исраэлян). Срава – Министерство транспорта и связи, в простонародье называемое главпочтамтом. Справа от него  от площади отходит аллея, на которой располагается 2750-струйный фонтан, символизирующий годы, что существует Ереван (построен в 1968 году). Далее мы видим отель, и наконец,   прямо слева от  Дома правительства – музейный комплекс  (все эти три здания построены в 1956 – 1958 годах, арх.Григорян и Саропян). Перед ним расположились поющие фонтаны, которые предпочтительны для осмотра вечером (с 20:30), когда актуализируются их главные функции – танцевать и переливаться различными цветами под звуки классической и народной музыки. Центральный овал площади имеет свою фишку- камни разного цвета складываются в национальный узор, это получило название «каменный ковёр».
Музейный комплекс площади  Республики состоит из исторического музея, который размещён на первых двух этажах, и художественной галереи, которая занимает пространство с третьего по седьмой этаж. В историческом музее вы увидите редкие экспонаты  Древнего мира (Египта, Мидии, Хеттского царства, Ассирии, Ирана, Рима, Византии), в т.ч. урартского царя Аргишти I об основании города Еревана), шлем и щит этого царя, бронзовые статуэтки, стенные росписи, расписная керамика, гравированные оружие, две деревянные повозки  XIV  века до н.э. из села  Лчашен на Севане. К более поздним эпохам относиться богатая коллекция армянских монет, хачкары, средневековая керамика из Ани и Двина. Новое время представлено одеждой, коврами,  оружием и книгами.
Национальная галерея содержит неожиданно богатую коллекцию западноевропейских  мастеров. В СССР по размеру коллекции она прочно оккупировала третью ступень неофициального пьедестала, после Эрмитажа и московского Пушкинского музея.  Всего здесь 170 картин, в основном итальянская, фламандская, голландская и французская школы. Среди хитов -  «Аполлон и Пан» Тинторетто, «Портрет Никола Куччи» Строцци, «Рождение Христа и поклонения пастухов» Я,Бассано, масса картин на библейские темы итальянских художников. Фламандия  представлена Ван Дейком «Снятие креста», Рубенсом «Шествие Силена», натюрмортами Г.Вербрюгена и Я.Фейта и массой  пейзажныъ жанровых полотен.  Есть интересный офорт  «Быки» работы испанца Гойи. Много русской живописи% портреты XVIII века, 4 полотна В.Тропинина, 10-  Левитана, 5-Шишкина, картины К.Брюллова, С.Зарянко, И.Хруцкого, А.Бенуа, «Дача» М.Шагала и 2 полотна  В.Кандинского. Ну, и разумеется в полном порядке здесь армянское искусство: фрески, миниатюры Средних веков, портреты династии Овтанянов XVIII века и живопись XIX-XX веков (В.Суренянц, С.Аджанян, Е.Тадевосян, М. Сарьян, А.Коджоян). В галерее  вы увидите вторую в мире после феодосийской коллекцию картин Ивана Айвазовского (62 полотна).
Площадь Свободы имеет статус второй в Ереване. По площади она превосходит площадь Республики (270на200м), а отличается тем, что пространство здесь имеет несколько более парковый характер. Также площадь Свободы знаменита тем, что на ней и прилегающей площади  Франции сосредоточена масса памятников знаменитым армянам.
Смысловой центр всей этой композиции – театр оперы и балета им.Спендиарова (1926-1939, арх.Александр  Таманян).  Полукруглый фасад театра богат га барельефы,  изображающие маски и орнаменты. Дверь театра также отличается невообразимой роскошью резьбы. Театр обрамлён памятниками: на ближней южной стороне сидят поэт Ованес Ьуманян и композитор Александр Спендиаров, а на северной стороне гордо и в одиночестве восседает маэстро Арам Хачатурян.  В сквкре площади  Свободы слегка в углу находится т.н. Лебединое озеро (искусственный пруд), которое зимой превращается в каток. По форме озеро нарочито напоминает озеро Севан. Около озера находится самый выразительный памятник площади Свободы – пианисту и композитору  Арно Бабаджаняну (2003), в котором воссоздана его невероятно экспрессивная манера игры с задиранием рук на уровень головы. Бабаджанян – автор  таких  знаковых и знакомых песен, как «Королева красоты» и «Лучший город Земли». Там же у озера вы найдёте огромный рояль, саксофон и гитару, выполненные из искусственного газона. Кроме того, в парковой зоне площади Свободы  работают пять кафе, которые по вечерам привлекают массу горожан и, можно сказать,  являются центром ночного Еревана.
К площади Свободы можно присовокупить ещё и площадь Франции,  которая находится за оперным театром и непосредственно  выводит к аллее  на  Большой Каскад. Это  транспортный перекрёсток, в центре которого стоит памятник художнику  Жюлю Бастьен-Лепажу работы Огюста Родена, подаренный  Еревану в 2011 году французским  президентом  Саркози.  Слева – сквер Мартироса Сарьяна с памятником этому художнику  (1986), дополненный  памятником  героям фильма «Мужчины» (2007, скульптор Давид Миносян). В этом сквере   традиционно собираются художники. Справа же – вотчина музыкантов, поскольку сквер примыкает к Ереванской консерватории. Там вы увидите памятники первому армянскому профессиональному композитору Комитасу (1869-1935)  и поэту –барду Саят Нове (1712-1795), погибшему при погроме  Тбилиси персидской армией. Через северный сквер проходит  пешеходная дорога с несколькими кафе, ведущая точно к «Каскаду», и там – памятник американскому  писателю Уильяму Сарояну (1908-1981), часть сердца которого по завещанию была захоронена у подножия Арарата.
Самое интересное: архитектурного оперного театра. Обилие памятников знаменитым творчески армянам (самый выразительный – Арно Бабаджаняну). Музыкальные инструменты из искусственного газона. Аванградные скульптуры на аллее перед Каскадом. Фонтан-водопад с массой арт-объектов. Панорама  города и Арарата сверху.
Подняться Каскад можно либо по ступенькам по внешней стороне,  либо на экскалаторах слева. Стройку наверху приходится обходить по временному проходу. Ереванский Каскад светится яркими огнями почти всю ночь.
Каскад – самое популярное туристическое место  Еревана. По своему размаху он напоминает древние пирамиды, при этом наполненные современным авангардистским контентом. Грубо говоря, это грандиозная лестница из 572 ступенек на Канакерский холм, построенная из туфа и обустроенная с чисто армянскими пафосом  и  эклектикой – здесь вы увидите масу авангардно-фантастических скульптур и  инсталляций разных жанров, которые будут вздыматься ввысь. Скульптуры продолжаются фонтанами и цветниками. Ансамбль Каскада ещё не закончен – своего часа ждёт финальный монумент армянской независимости наверху. Каскад начали строить в начале 70-х годов  и не успели завершить во времена  СССР, а в лихие 90-ые годы он простоял в заброшенности. Однако совершено новое измерение он получил в 2000-2009 годах благодаря спонсорству  американца армянского происхождения  Джерарда Гафесчяна (арх.Джим Торосяна, Саркис Гурзадяна и Аслан Мхитарян).
Начинается всё за зданием оперного театра на площади   Свободы (а вернее сказать, за площадью Франции).  Большой Каскад  можно разделить на три части: аллея к лестнице (250м),  сама лестница на Каскад и смотровая площадка наверху. Аллея, идущая от площади Франции, открывается  памятником архитектору Таманяну (1974), который, собственно, и задумывал Каскад. Архитектор склонился над планом города, но в народе памятник вызывает другие ассоциации – «мужик с синтезатором» или «диджей за пультом». Среди скульптур Аллеи Каскада – несколько вариантов зайцев, заварочный чайник и кони и слоны из шин и проволоки,  антилопы, птица-киви и абстрактные человеческие силуэты.  Но подлинными хитами являются две массивные и гротескные скульптуры разнополых персонажей – голого римского воина и лежащей курящей дамы тоже весьма пышных форм. Зато им обоим подходит монструозных форм кот. Автор всех этих скульптур – колумбиец  Фернандо Ботеро,  и его кот является копией  поскольку примерно такой же стоит на одной из улиц Барселоны.
Заимствованной является и инсталляция LOVE из поставленных в произвольном  порядке букв – это нью-йоркская фишка.
Подножие нынешнего  Каскада выполнено в виде фонтана-водопада, и это самый старый его элемент, появившийся ещё в 1960 году  (проект Вардана Юсаняна). На задней стенке водопада выложена мозаика из рыбок (автор Дереник Даниелян), а вокруг насыпали красный туфовый песок. Трубы же образуют узоры в виде традиционных символов Армении. Поднимаясь вверх по Каскаду, вы увидите также много интересных авангардных арт-объектов – это экспонаты центра современных искусств Гафесчяна. На многочисленных шестах сидят фигуры. На верхнем уровне – композиция из спортсменов вовремя прыжка с трамплина в воду. Слева от Каскада наверху располагается большое новое здание музея Шарля Азнавура, который в 2013 году открывал сам виновник торжества. Завершается Каскад смотровой площадкой, откуда открывается панорама города и горы Арарат.  
 

 
 
Рубрика "Интересный факт"
Армения
"Гора Арагац- пёстрый глаз"
 Гора Арагац – самая высокая гора современной Армении, на склоне которой расположился Амберд - «крепость в облаках».


 Арагац -  самая высокая гора современной Армении (4090м), находящаяся на границе центральной и северной части страны. По легенде, гора Арагац являлась сестрой горе Арарат, и однажды сёстры рассорились и навеки разлучились.  У горы четыре вершины, между которыми расположен вулканический кратер глубиной 350 м и шириной 2,5 км. В традиционном армянском сознании гора занимает второе место – первой горой по-любому являться Арарат, находящийся на «оккупированной» Турцией территории  исторической Армении. 



 Самое интересное: вид крепости на фоне величественного горного ландшафта. Красота горного озера Кари-Лич. Смена природных зон и ландшафтов по мере продвижения вверх на высоту 3000 метров над уровнем моря.


Турецкое название Арагаца – (в переводе «пёстрый глаз»), под таким названием гора была известна в первой половине XX века. Крепость Амберд любима кинематографистами, в частности её можно увидеть в фильмах и сериалах. Григорий Просветитель восходил на вершину Арагац для совершения молитв, при этом ночью ему светила негасимая лампада, свисавшая прямо с небес. По легенде утверждается, что и сейчас эта лампада светит ночами, но видеть её могут только посвящённые.
Однако помимо культового значения для  Армении гора Арагац цена несколькими достопримечательностями, разными по содержанию, но близкими географически. Все они сосредоточена на южном склоне горы, близком к Еревану. На первое место среди них можно поставить крепость Амберд («крепость в облаках»), которая стоит на высоте 2300 м над уровнем моря на обрыве между двумя реками – и это, пожалуй,  самые величественные руины  Армении,  впечатление от которых возрастает из-за окружающего их горного ландшафта. Комплекс состоит из замка VII века и церкви (1206). В 1236 году замок был разрушен монголами и окончательно заброшен после нашествия Тамерлана в XIV веке. В отделке храма есть интересные детали, на камнях встречаются рисунки. Окружающие пейзажи характерны для высокогорья – отсутствие деревьев, много камней, горные ручьи.
Во-вторых, в 12 км от крепости, но гораздо выше, на высоте 3207 м над уровнем моря, находится горное озеро Кари-Лич, у которого холодно даже в июле. Зимой оно большей частью покрыто снегом и льдом. Периметр озера чуть больше километра, на берегу стоит метеостанция. Место уникально тем, что оно единственное в Армении, когда выше 3000 метров можно заехать на автомобиле по серпантину, и даже не понадобиться никакого пешего трекинга. Это путешествие сулит вам смену ландшафтов и природных зон.
В-третьих, у подножия Арагаца лежит посёлок Бюракан, на окраине которого на высоте 1490 м над уровнем моря расположена Бюраканская астрофизическая обсерватория, открытая в 1946 году, и с тех пор целых 42 года её возглавлял академик Виктор Амбарцумян. Сейчас в обсерватории пять телескопов, в т.ч. один из крупнейших в мире 102-сантиметровый телескоп Шмидта (1976). В самом Бюракане есть также две старинные церкви: Св.Иоанна X века и Артаваздик  VII-XIII веков.
 
 
 
 
 
Рубрика "Интересный факт"
Армения
"Гегард-копьё Лонгина"
Монастырь Гегард – один из самых популярных и пейзажно выигрышных монастырей Армении, находящийся в горном ущелье и славящийся вычурной отделкой своих строений.


   Гегард -  один из самых популярных у туристов монастырь в Армении. Это объясняется и блзостью к Еревану, и живописным природным окружением – он находиться в тупике ущелья речки Гохт и близко к храму Гарни, что позволяет совмещать эти объекты при поездке из  Еревана. Монастырь был основан в IV веке Григорием Просветителем, был разрушен в X веке арабами, а  осмысленный архитектурный вид принял только в начале XIII веке. В переводе с армянского «гегард» означает «копьё» Лонгина, которым пронзили тело Иисуса Христа на Кресте, которое сейчас переместилось в Эчмиадзин. В XII веке коллекция пополнилась реликвиями апостолов Андрея и Иаонна.


Самое интересное: деревянные резные ворота церкви Катогике. Гробница князя Проша. Единство архитектуры и природы (монастырских строений и окрестных скал). Монастырь Гегард обычно посещают вместе с храмом Гарни, причём лучше сначала посетить Гегард, потом на такси вернуться в Гарни.



  Главная монастырская церковь Катогике построена  в 1215 году на деньги братьев Закарянов, военоначальников грузинской царицы Тамары,  отвоевавшей большую часть Армении у сельджуков. Её основная ценность – деревянные ворота с великолепной резьбой. Над ними – каменный барельеф. изображающий льва, нападающего быка, символизирующий княжескую мощь. Церковь со всех сторон окружена хачкарами. Внутри, как и полагается армянским храмам, фресок нет, но весьма необычный по форме купол и великолепная акустика. К церкви  пристроена ризница-гавит с колоннами (1215-1225), центральное пространство увенчано куполом со сталакитами. В 1240 году появились церкви, высеченные в скалах уже год под руководством князя Проша Хахбакяна, наместника Закарянов. Обустройство пешерных церквей активно продолжалось во второй половине XIII века, и в одной из церквей под названием Жаматун (Аставацацин) в келье  находиться гробница князя Проша (1283), а в смежной комнате можно видеть герб Прошьянов (орёл, держащий в своих когтях ягнёнка). Одним из старейших сооружений комплекса является скальная часовня Св.Григория (1177), расположенная высоко над дорогой,  в 100 метрах от входа.
  Интерьер церквей Гегарда прежде всего примечателен своей таинственностью, множеством орнаментов и приглушённым светом, который проникает внутрь весьма избирательно, и основное освещение достигается с помощью свечей. Стены церквей украшены хачкарами. Великолепно также природное окружение Гегарда – благодаря тупиковости ущелья здесь царит абсолютная тишина и безмятежность. Со всех сторон монастырь окружают отвесные скалы, образуя своеобразный амфитеатр, а строения как бы образуют со скалами одно целое. На речке Гохт есть небольшой водопад, в скалах имеются гроты, в одном из них можно видеть фигурки каменных быков.
 "Храм Гарни-симфония камня"
Храм Гарни- великолепный образец античной эллинистической архитектуры I века на фоне ущелья реки Арпа с «базальтовым органом». Гарни- шедевр эллистичекой архитектуры в центре Армении.


 Гарни – это уникальный для Закавказья античный памятник в отличном состоянии. Храм, внешне похожий на афинский  Парфенон,  был построен в I веке, посвящён богу  Митре и стоит в очень живописной местности на краю ущелья реки Азат. После того как Армения приняла христианство, храм забросили. В 1679 году он был разрушен в результате сильного землетрясения, но и  руины привлекали внимание многих путешественников.  Гарни был восстановлен из руин советскими реставраторами в 1966-1976 годах под руководством Александра Саиняна. Храм построен из  базальтовых блоков с портиком из 24 колонн,  пилоны которого украшены рельефами с обнажёнными атлантами. Вместе с тем в орнаментах есть и армянские  мотивы:   гранат, виноград, листья орешника, цветы. Внутри храм практически пуст – там только алтарь (наос), где некогда находилась статуя божества.


Самое интересное: мозаика на полу бани III века. Базальтовый орган в ущелье Азата – «симфония камня». Храм Гарни обычно посещают вместе с пещерным монастырём Гегард (объекты разделяет всего лишь 8 км, и ехать 15 минут). Храм во времена СССР фактически был построен заново, поскольку первоначальных базальтовых блоков в достаточном количестве не нашлось.



 Кроме храма Гарни на площадке на обрыве над ущельем  можно видеть остатки крепости, построенной царём Трдатом I в 76 году. Она была главной цитаделью древней Армении, благодаря рельефу оставаясь неприступной   для неприятеля. После принятия христианства фигуру божества выкинули, но храм стал служить армянским царям в качестве летней резиденции. Крепостные стены имеют толщину 2 м и длину по всему периметру 314 м. в дополнение к крепости предлагаются фундаментальные бани III века с мозаичным полом (3на3 метра) и церкви Св.Сиона VII века. Заслуживает пристального рассмотрения мозаика с изображением мифологических существ – она выложена на известковом растворе из мельчайших камней-самоцветов. 
Большую роль в популярности Гарни имеет природное окружение. Храм стоит на треугольном  мысе, который огибается рекой Азат с двух сторон, а внизу простирается глубокое ущелье с отвесными склонами. Если спуститься  в ущелье  (это можно сделать по крутому спуску из каменных плит) и пройти 1,5 км, то вы увидите замечательную симфонию камня – над вами будут висеть как будто чётко выпиленные каким-то великаном шестигранные призмы, похожие на гигантский орган. Интересный вид откроется снизу на храм и особняки на обрыве, которые покажутся ласточкиными гнёздами. Если пройти дальше, то будет старинный одноарочный мост.
Наверху, в примыкающем к храму селе Гарни, можно увидеть также церковь Маштоц Айрапет XII века с богатыми орнаментами. Справа от входа стоит камень с резным изображением птиц. Интересна и дорога из Еревана в Гарни, идущая по невысоким перевалам Вохчаабердского хребта.  В селе Вохчабред вы увидите памятник-арку поэту Егише Чаренца, и всю дорогу вам будет сопровождать справа по ходу вид Арарата.  На обрывах ущелья Гарни выстроили свои особняки состоятельные армяне.