читай • пиши • делисьПерейти в журнал

Я режиссер - я так вижу №34

22.05.2017

Автор: Евгения Шмелёва

Описание выпуска


Фильмы Федерико Феллини

Предлагаю продолжить наш разговор о фильмах, снятых гениальным и неповторимым Федерико Феллини.
Боккаччо 70 (Boccaccio '70), 1962 год
Это киноальманах, состоящий из четырех новелл в духе "Декамерона". Работали над ним четыре режиссера - Марио Моничелли, Лукино Висконти, Витторио де Сика и Федерико Феллини. Последний снял эпизод под названием "Искушение доктора Антонио", рассказывающий сюрреалистичную историю о необходимости ценить красоту. Кроме того, она направлена против клерикализма и ханжеской морали. А на роли режиссер пригласил таких актеров, как Анита Экберг, Пеппино Де Филиппо, Антонио Аква, Донателла Делла Норе, Сильвио Баголини и Джакомо Фуриа.
Джульетта и духи (Giulietta degli spiriti), 1965 год
Это первый цветной фильм Федерико Феллини. Он был задуман для Джульетты Мазины, а посвящен свободе личности, а также освобождению женщины от деспотизма мужчины. Перед нами разворачивается неудавшаяся семейная жизнь главной героини Джульетты и ее супруга Джорджо. Он совершенно не замечает ее, да еще и любовницу заводит. А она день ото дня становится несчастнее, более одинокой, в ее душе царит смятение. На протяжении всей истории Джульетта будет пытаться бороться со своими комплексами и внутренними запретами, а также общественными устоями. В ролях кроме Мазины снялись Сандра Мило, Марио Пизу, Валентина Кортезе, Валеска Герт, Хосе Луис де Вильялонга, Фридрих фон Ледебур, Катерина Боратто и другие. А фильм был удостоен премии "Золотой глобус".

8 с половиной (8½), 1963 год
Классика мирового кинематографа. Знаменитая и, как всегда у Феллини, гениальная трагикомедия. Кстати, мировая премьера фильма прошла в рамках Московского международного кинофестиваля. А его название обозначает порядковый номер в фильмографии Федерико. К моменту его выхода он уже успел снять 6 полнометражных картин, 2 короткометражных (которые были посчитаны как один) и "половину" - совместный фильм с режиссером Альберто Латтуада. История эта такая: режиссер Гвидо Ансельми (Марчелло Мастроянни) собирается снимать новый фильм. Его предыдущая работа пользовалась огромным успехом, поэтому сейчас продюсеры не поскупились (ожидая повторения) – вложили много средств в декорации, оплатили сценариста и выписали много актеров. Вот только у самого Гвидо случился творческий кризис, муза покинула его. Ансельми разочаровался и в жизни, и в любви. Продюсеры давят на него, но вдохновение так и не приходит… В результате фильм представляет собой смешение реальности и потока сознания Гвидо, где нашлось место его воспоминания из детства и даже сюрреалистическим видениям. Кроме Мастроянни в фильме снялись Клаудия Кардинале, Анук Эме, Сандра Мило, Росселла Фальк, Барбара Стил, Мадлен ЛеБо, Катерина Боратто, Эддра Гэйл и другие. Феллини получил за эту работу не только главный приз на ММКФ, но и премию "Оскар". Рассказывают, что на просмотре картины во время конкурса в Москве присутствовал сам Никита Хрущев. Вот только он уснул прямо во время фильма, а Феллини об этом узнал и не пошел на вручение премии. Вместо этого он супругой Джульеттой Мазиной поехал к друзьям в Подмосковье.

Три шага в бреду (Histoires extraordinaires), 1968 год
Это киноальманах франко-итальянского производства, являющийся экранизацией новелл Эдгара Аллана По. Работали над ним три режиссера – Роже Вадим, Луи Маль и Федерико Феллини. Последний снял свой эпизод под названием "Тоби Даммит" по мотивам рассказа "Никогда не закладывай дьяволу своей головы". В нем некий британский актер, а заодно наркоман и алкоголик, Тоби Даммит (Теренс Стэмп) отправляется в Италию на съемки католического вестерна.
Сатирикон (Fellini – Satyricon), 1969 год
Эту свою картину Федерико Феллини снял по мотивам одноименного романа Петрония. Правда, надо отметить, что режиссер очень вольно интерпретировал текст, по-своему расставил в нем акценты. В результате получилась грандиозная мистерия, воссоздающая на экране фантастический мир Римской Империи во времена ее упадка. Действие разворачивается в эпоху правления Нерона. А главным героем становится красивый юноша по имени Энколпий, который ищет своего молодого любовника – тот сбежал с их общим другом, развратником Аскилтом… Уже прошла не одна сотня лет с тех времен, а люди не поменялись. По-прежнему наркотики, разврат… В ролях: Мартин Поттер, Хирам Келлер, Макс Борн, Сальво Рандоне, Марио Романьоли, Магали Ноэль, Капюсин, Ален Кюни, Фанфулла и другие. Этот фильм Феллини был номинирован на премию "Золотой глобус", а сам режиссер – на "Оскар". Но, правда, не получил их.
Клоуны (I clowns), 1970 год
Это телефильм, который отчасти является художественным, а отчасти документальным. В рамках его создания Феллини вместе со своей съемочной группой путешествовал по Европе, где посещал цирки Парижа, Мюнхена и Рима. Также он взял интервью у знаменитых клоунов прошлого, которых со временем все забыли. Нашлось в фильме и место автобиографическим зарисовкам из детства в провинции. В общем, режиссер постарался показать нам цирк, где царит атмосфера одновременно игры и праздника, казни и бойни… А также воссоздать номера клоунов, которые делают все, что хотят. Главное – чтобы нравилось зрителю. В телефильме появились: Риккардо Билли, сам Федерико Феллини, Жижи Редер, Тино Скотти, Валентини, Фанфулла, Мерли, Карло Риццо и другие.

Рим (Roma), 1972 год
Еще одна трагикомедия, снятая Федерико Феллини. В этой работе он показал своеобразный, веселый и экстравагантный портрет Рима. Причем город предстает таким, каким его помнит человек, живший там еще до Второй мировой войны. Некий юноша приезжает в Рим, где обустраивается в большой квартире, переполненной самыми разными жильцами. Так начинается его встреча с вечным городом. По сути, поучилась история безо всякого сюжета, демонстрирующая карнавальное буйство жизни во всех ее проявлениях в одном конкретно городе. Это и мотоциклетный марш по ночному Риму, и "парад церковной моды" в Ватикане, и сцены из публичного дома… Такая себя ода любви художника к городу. Кстати, в некоторых эпизодах появился и сам Феллини, что было оформлено в документальном стиле. В ролях: Питер Гонсалес Фалкон, Фьона Флоренче, Бритта Барнс, Пиа Де Дозес, Марн Мэйтленд, Ренато Джованноли, Элиза Майнарди, Стефано Майоре, Галлиано Сбарра и другие. На Каннском кинофестивале картина получила "Технический гран-при".