Витрина
Журналов

Жизнь в шелесте страниц. №8

Комментарии
0

категория журнала | Культура

Жизнь в шелесте страниц. №8

Окунемся в мир скрытых символов и знаков, где высмеивается добродетель и изобличаются пороки...

Бренд: Жизнь в шелесте страниц.

Автор: Антон Королев

Дата издания: 28.03.2017

AltText

Гёте Иоганн Вольфганг - "Фауст". 

Странное впечатление от книги. Вообще, не очень люблю читать романы в стихах. Ибо концентрируешься на рифме - при этом теряешь скорость чтения, а иногда даже и нить повествования (особенно, когда рифма немножко кривая, и ты пытаешься найти ее). Однако это произведение шло довольно-таки легко и местами очень интересно, но я периодически, признаюсь, не понимал перехода от одного действа к другому, не видел связи... 

Вообще, как я понял, основная идея - спор Бога и черта Мефистофеля о том, благо ли разум человека, или он только усложняет жизнь его... И будет ли Фауст, который всю жизнь старался сделать жизнь селян лучше, до конца дней своих пытаться все благоустроить. И вот они решили эмпирически проверить, захочет ли человек когда-нибудь остановиться в развитии, или им все время движет стремление подниматься выше и выше по лестнице познания, ставя и преодолевая все новые преграды) 

И пошли, поехали испытания, дабы доктор Фауст выбрал какое-либо приятное времяпрепровождение и перестал метаться в поисках ИСТИНЫ, в поисках смысла жизни... Первым было испытание вином - ну, по классике, ему показывают общество выпивающих) Им всегда весело, они есть друг у друга, у ни еще в придачу и винишко имеется - лепота, казалось бы, НО. Нет, не прельстила Фауста такая перспектива - не нравятся ему грубые, неотесанные мужики без амбиций и помыслов о совершенстве.

Дальше что? Ну конечно, Любовь... как же без нее) И вот, как в самой прозаической истории, из церкви выходит набожная красавица-простолюдинка, и доктора настигает страсть и желание обладать ей. Потом тайные встречи, горячи слова нежности, обещания... И цветок сорван, девушка опорочена, а Фауст идет дальше, сожалея, естественно, о содеянном...

Далее идет сцена во дворце немецкого правителя, где блуждает дух печали - такая милая аллюзия на феодальную Германию того времени. Ибо денег в казне нет, вассалы восстают, народ требует крови и свержения власти, и вообще - все летит в тар-тарары! Тут Мефистофель и Фауст наводят некоторую иллюзию, где на параде шествуют основные представители низших сословий и расписывают всю сущность своей жизни и своей профессии. И тут же они обличают свои пороки без всякого стыда, я бы даже сказал - с неким удовольствием. Например: полишинели насмехаются над всеми и каждым, приживалы льстят всем подряд и паразитируют... и так далее) Это сцена мне больше всего понравилась.

Дальше идет момент, где Фауст переносится в древнюю Грецию и добивается сердца Елены - символа красоты того времени. Честно, лично я не очень понял значение этой сцены (а оно по любому есть, ибо вся книга пропитана аллюзиями, скрытым символизмом и различными ассоциациями). В одной статье написано, что это сцена показывает, что неплохо, конечно, стремиться к античным красотам и идеалам, но наполнять их следует современными поветриями и рационализмом... От их союза также рождается ребенок, являющийся симбиозом античной красоты и грациозности с современными стремлениями к совершенствованию, познанию и созиданию. 

Смена декораций - постаревший Фауст является владельцем участка земли. И дабы оградить земли от разлива моря, при котором страдают пашни - он решает построить платину. Однако на месте, где должна начаться постройка, стоит домик, в котором живут самые старые жители деревни... И в итоге, чтобы воплотить в реальность свои планы о постройке платины, которая пойдет на пользу всем жителям, он просит Мефистофеля как-то выселить их. Собственно, черт - он и есть черт) и случайно он с подручными поджигает избушку и убивает старичков... Нууууу, опять же, учитывая вездесущие скрытые подтексты, здесь, скорее всего говориться о том, что нельзя построить нового, не разрушив чего-то старого. Дескать, смерть - это новая жизнь, неизменные составляющие всего сущего.

Концовка достаточно иронична) Доктор Фауст слышит стук заступов и думает, что копается траншея под платину (а на деле ночные духи роют ему могилу. И старый Фауст, осознавая, что не успеет увидеть окончания работ, говорит "остановись мгновение" - ведь он славно поработал на благо общества. А при заключении договора с Чертом именно эти слова являлись "завершением" действия договора, при котором душа Доктора уходила в ад.

В общем, думаю, я еще не до конца прожжен для осмысления всего сокрытого в этой трагедии) Определенно надо будет позже вернуться к ней.