Витрина
Журналов

ВСЁ, ЧЕГО НЕТ №31

Комментарии
0

Категория:Наука и Техника

Бренд:ВСЁ, ЧЕГО НЕТ

Название выпуска:НЕСУЩИЕ не-ЗНАНИЕ

Автор:Олег Ока

Full Image

 


Имя при рождении: ЭДГАР ПО

 Дата рождения: 19 января 1809

 Место рождения: Бостон, Соединённые Штаты Америки

 Дата смерти: 7 октября 1849 (40 лет)

 Место смерти: Балтимор, Соединённые Штаты Америки

 Гражданство: Flag of the United States.svg США


 В биографии писателя сообщено :

    " Американский писатель, поэт, эссеист, литературный критик и редактор, представитель

 американского романтизма. Создатель формы современного детектива и жанра психологической

 прозы. Некоторые работы Эдгара По способствовали формированию и развитию научной фантастики,

 а такие черты его творчества, как иррациональность, мистицизм, обречённость, аномальность

 изображаемых состояний, предвосхитили литературу декадентства. Наиболее известен как автор

 «страшных» и мистических рассказов, а также стихотворения «Ворон». "

     В довольно обширной статье википедии известный автор "страшных" и мистических рассказов

 ни разу не назван "мистиком". Может быть потому, что в наши просвещённые времена клеймо

 "мистика" уже стало синонимом "жулика"...

 Во всяком случае отношение к мистицизму явно скептическое и негативное. Сказывается устойчиво

 сформировавшееся общественное мнение о природе шоу-бизнеса, хватко взявшего себе на службу

 чернокнижников, прорицателей и прочих прохиндеев.

     Однако я был поражён множеством фактов биографии великого поэта и писателя, говорящих

 интересное:

 " Он пытался зарабатывать исключительно литературной деятельностью, в результате чего его жизнь

 и карьера были сопряжены с тяжёлыми финансовыми трудностями, осложнёнными проблемой с

 алкоголем... "

 Алкоголиков много.

 Великих писателей чуть поменьше. И среди вторых процент первых относительно выше обычной

 нормы. Конечно, есть много специальной психологической литературы о патологических привычках

 гениев - мол, психическая восприимчивость, изолированное восприятие, непонимание окружения,

 отчуждение общества и прочая подробность...

 Шарль Бодлер объяснял болезненное пристрастие «несовместимостью с общественной средой и

 внутренней творческой потребностью»...

Full Image


    Я здесь ещё коснусь этой темы, но в отношении Эдгара По ясно прослеживается другая

 тенденция.

    Современники, даже недруги писателя дружно отмечают его уникальную работоспособность,

 ясность мышления, трудоголизм. 

    "Генри Джеймс, считавший непомерное восхищение Эдгаром По «свидетельством примитивной

 ступени развития мыслительных способностей», отмечает в ней и положительные стороны:

 «Суждения По надменны, язвительны и вульгарны, но в них также есть и немалая доля

 здравомыслия и проницательности, и местами, порой с завидной частотой, мы встречаем

 удачную, проникающую в суть фразу, запрятанную под пассажем пустого буквоедства»..."

      "...Ещё при жизни Эдгару По приписывали болезненное пристрастие к спиртному. Литературные

 враги использовали образ По-алкоголика для защиты от его жёстких критических нападок, как

 средство его дискредитации. Этот образ долгое время господствовал и после его смерти..."

      Джон Дэниел, редактор ричмондской газеты Examiner, утверждал, что «его [По] тяга к алкоголю

 была болезнью — ни в коем случае ни источником удовольствия, ни источником радости».

       Причиной алкоголизма По была не дурная наследственность, болезненное психологическое

 пристрастие или отсутствие силы воли противостоять ему..."

        - Н. В. Шелгунов в предисловии к одной из публикаций Эдгара По в России писал: -"...Весьма

 естественно, что человек замкнутый и глубоко несчастливый, брошенный ребёнком на произвол

 судьбы, человек с головою, занятою постоянной мозговой работой, искал иногда наслаждения и

 забвения в вине. По бежал в мрак пьянства от литературных неудач, от семейного горя, от

 оскорблений бедности; По пил, не наслаждаясь, а как варвар, поспешно сберегая время,

 совершенно по-американски, точно он совершал какое-то убийство, точно ему надо было

 что-то заглушить в себе..."-

Full Image


    Одной из психологических загадок, особенно интересовавших Эдгара По, было врождённое

 тяготение человека к нарушению запрета, феномен, который он назвал «бесом противоречия».

      Это гибельное стремление к самоистреблению, балансирование на краю пропасти По

 приписывает свойству человеческой натуры как таковой, но при этом считает его аномалией,

 отклонением от психической нормы. Желая систематизировать и оформить свои идеи,

 в 1845 году он написал рассказ «Бес противоречия», в преамбуле к которому описал свойства

 данного феномена:

 "Это — mobile (с фр.«побудительная причина») без мотива, мотив не motivirt (искаж. нем.

 мотивированный). По его подсказу мы действуем без какой-либо постижимой цели…

 Мы поступаем так-то именно потому, что так поступать не должны. Теоретически никакое

 основание не может быть более неосновательным; но фактически нет основания сильнее.

 С некоторыми умами и при некоторых условиях оно становится абсолютно неодолимым.

 Я столь же уверен в том, что дышу, сколь и в том, что сознание вреда или ошибочности

 данного действия часто оказывается единственной непобедимой силой, которая — и ни что

 иное — вынуждает нас это действие совершить. И эта ошеломляющая тенденция поступать

 себе во вред ради вреда не поддается анализу или отысканию в ней скрытых элементов. 

- Эдгар Аллан По. Рассказ «Бес противоречия» (1845)

      В одном из писем, отправленных другу в 1848 году, Эдгар По писал: - "...С каждым новым

 периодом обострения болезни я любил жену всё нежнее и всё отчаяннее держался за её жизнь.

 Но, будучи от природы человеком чувствительным и необычайно нервным, я временами

 впадал в безумие, сменявшееся долгими периодами ужасного просветления..."-

      Это мнение , мне кажется, бытовое и поверхностное, может быть правильно отражает

 физиологическую сторону явления.

       Но давайте обратим внимание на такие моменты биографии По :

       -"...Первое время в должности помощника редактора Эдгар По успешно справлялся со своими

 задачами и обязанностями: редактировал и вычитывал тексты, занимался подбором материала

 для публикаций, вёл обширную переписку с авторами. Жалование его составляло 15 долларов в

 неделю. У Уайта не было поводов быть недовольным новым сотрудником, но внезапный приступ

 глубокой депрессии и последовавший за ним тяжёлый запой привели к неотвратимым

 последствиям — Эдгара По уволили..." -

        -"...По через общего знакомого обратился к сыну президента Тайлера с просьбой помочь устроить

 его на работу в филадельфийскую таможню. Нужда была велика, раз писатель начал искать работу,

 отличную от литературной, которая приносила нестабильный доход. По не получил должность, так

 как не явился на встречу, объяснив это своей болезнью, хотя существует версия, что причиной неявки

 был запой..."-

        - "...казалось, мечта По о собственном «идеальном» журнале вот-вот станет явью, но он снова

 стал заложником преследовавшего его болезненного пристрастия и начал пить. Репутация По как

 ненадёжного человека, страдающего пьянством, дошла и до Кларка. Однако их договорённость

 ещё оставалась в силе до мая 1843 года, когда Кларк на страницах своего журнала объявил о своём

 отказе участвовать в предприятии Эдгара По по «экономическим причинам»..."-

       -"...В апреле 1846 года По снова запил. Осознавая ту губительную роль, которую алкоголь играл

 в его жизни, он всё равно делал роковой шаг. Снова наступило время помутнённого сознания:

 лекции срывались, возникали публичные конфликты, репутация серьёзно страдала..."-

       -"...В апреле 1849 года Эдгару По пришло письмо от его состоятельного поклонника из Кентукки

 по имени Эдвард Паттерсон, который предложил ему учредить общенациональный журнал... По

 с огромным энтузиазмом откликнулся на предложение, ...стороны договорились встретиться в

 Сент-Луисе для обсуждения ближайших планов, а затем вместе поехать в Нью-Йорк. По

 отправился в дорогу: в небольшое лекционное турне и навстречу будущему компаньону.

     29 июня По покинул Фордхэм и направился в Ричмонд. Промежуточным пунктом была

 Филадельфия, город, по прибытии в который По напился.

     Он также потерял свой саквояж с лекциями и все деньги на дорогу, которые у него были..."-

       - "...В печати господствовал образ По как невменяемого алкоголика, не контролирующего свои

 действия. Припомнили ему и литературный роман с поэтессой Фрэнсис Осгуд, который закончился

 скандалом. Среди задетых критикой По особенно отличился Томас Инглиш. В прошлом друг

 писателя, он в одной из газет опубликовал «Ответ господину По», в котором к образу нищего

 безбожного алкоголика присовокупил обвинение того в подлоге..."-

        -"...В целом весьма успешный тур был прерван в Ричмонде, где, по свидетельствам очевидцев,

 По снова обратился к алкоголю. Его часто наблюдали пьяным, бродящим по улицам города..."-

        - "... В Ричмонде По возобновил знакомство со своей возлюбленной детства Сарой Эльмирой

 Ройстер (после брака имевшую фамилию Шелтон) и начал за ней настойчиво ухаживать, что в

 итоге вылилось в предложение о браке. Эльмира к тому времени была вдовой с приличным

 состоянием, доставшимся ей от умершего мужа. Как всегда, единственным препятствием к

 браку было пристрастие По к алкоголю. Он уладил вопрос, вступив в ряды общества трезвости

 «Сыны умеренности» и дав клятву воздерживаться от спиртного. ..."

     - вскоре после этого Эдгар По умер...

Full Image


     -"...7 октября 1849 года Эдгар По скончался. По словам доктора Морана, перед самой смертью

 он произнёс свои последние слова:

« Господи, помоги моей бедной душе. »..."

      - "...В тот момент, когда жизненные проблемы накапливались до определённой точки, наступал

 психологический срыв, который непременно заканчивался обращением к алкоголю. Это, в свою

 очередь, только усугубляло сложное положение, притягивало неудачи в делах и портило

 репутацию..." -


      Весьма странное накапливание "жизненных проблем" именно в те "точки", когда, казалось, в

 двери Эдгара По стучит удача. Он тут-же обращается к алкоголю, и ... удачи след простыл...

     Откровенно говоря, подобное в обычае русских "синяков" - рождение и похороны не бывают без

 обильных возлияний. И списывать такие "кунштюки" на причуды гения - нетактично.

 Если только не "бес противоречия" попутал... Но ведь не всю же жизнь... !

      В жизни По немало загадок, как в жизни любого человека.

 О его смерти, например , много писали - сплошные нестыковки. Но это из полицейских забот.

      -"...Обстоятельства, предшествовавшие смерти Эдгара По, как и непосредственная её причина,

 по сей день остаются невыясненными..."-

Full Image


      А вот что мы узнаём о его мировоззрении :

       - "...Однозначное определение мировоззрения и типа сознания Эдгара По представляется

 трудной задачей. Его общественные, философские и эстетические идеи отличаются сложностью,

 противоречивостью и нестабильностью. Элементы материализма вписываются в общую

 идеалистическую картину мира, рационалистический подход бесконфликтно сосуществует

 с интуитивистским, опережающие своё время научные прозрения сочетаются с ревностной

 приверженностью к консервативным взглядам и т. д. ..." -

       - "...По прекрасно видел, куда ведут тенденции современной ему промышленной цивилизации.

 О его отношении к техническому прогрессу и индустриализации говорят строки из «Беседы Моноса

 и Уны»:

 «Возникли гигантские города, дымящиеся множеством труб. Зеленые листья пожухли от горячего дыхания топок. Прекрасный лик Земли был обезображен так, словно на нём оставила следы какая-то отвратительная болезнь»..."-

       -"...нельзя сказать, что он категорически отвергал технологический прогресс. По отказывался

 видеть в нём конечную цель стремлений человека на пути к счастью. Однако, признавая прогресс

 научный и технический, он не верил в прогресс моральный, в способность человека и общества к

 совершенствованию..."-

      -"...Также Эдгар По верил, что идея социального равенства, насаждаемая трансценденталистами,

 абсурдна и вредна...

      Он не верил в народовластие, так как считал, что оно несёт с собой опасность потери свободы,

 когда подавляется индивидуальность, а политиканы устанавливают господство над «толпой»,

 манипулируя ею.

       По был уверен, что стремление перестроить общество на основах социальной справедливости

 принесёт гораздо больше бед, чем существование в нём естественной иерархии... " - вышесказанное

 вроде бы показывает нам человека неустойчивого, ретрограда...

      Но то был век 18-й, а Эдгару По было меньше сорока.

 Да и дело-ли романтика, символиста, декадента копаться в причудах прогресса цивилизации,

 социальных хитростях, технологических причудах...

Full Image



    -"...Джозеф Г. Кларк так описывал своего ученика:

     Эдгар По пробыл в моей школе пять лет. За это время он читал Овидия, Юлия Цезаря, Вергилия,

 Цицерона и Горация на латыни, Ксенофонта и Гомера на греческом. Ему явно больше нравилась

 классическая поэзия, нежели классическая проза. Он не любил математику, но в поэтической

 композиции равных ему в школе не было..." - типичный "ботан"...

      НО, НО ...

       -"...Центральным произведением последних лет жизни Эдгара По стала «Эврика». 

«Поэма в прозе» (как определил её По), в которой говорилось о предметах «физических,

 метафизических, математических», по убеждению автора, должна была перевернуть

 представление людей о природе Вселенной. Над «Эврикой» он начал работать как только

 оправился от смерти Вирджинии...«Эврика» была опубликована в июне 1848 года. Это была

 последняя новая книга, вышедшая при жизни писателя..."-


        Откровенно говоря, об этом произведении Э. По я узнал только на днях, и пока не нашёл

 текста ( времени не было), потому полностью полагаюсь на биографию : 

  -"...Эдгар По заложил основы жанра научной фантастики, получившего впоследствии интенсивное

 развитие в мировой литературе. Фантастичность научно-популярных рассказов По довольна условна...

 : «научный феномен» в них является лишь средством, приёмом, используемым для решения

 поставленной художественной задачи, при этом фантастика кажется «мнимой». Однако,

 большинство научно-фантастических рассказов По основаны на другой схеме:

 научный факт в них, зачастую, просто отсутствует... "-

     -"...В 1848 году Эдгар По написал «Эврику», поэму в прозе, в которой рассуждал о вопросах

 происхождения Вселенной. Своё творение автор считал не научным трудом, а произведением

 искусства, поскольку при работе над ним использовал не стандартные для научных открытий

 индукцию и дедукцию, а опирался исключительно на интуицию, подкреплённую основными

 идеями и понятиями современной ему астрономии..." -

       Эдгар По, насколько я понимаю, именно открыл новое знание о Вселенной, не опираясь при

 этом на нашу, человеческую науку, но слушая голос интуиции, голос Бога... 

      - "...Дочь французского поэта Теофиля Готье — Юдит Готье — в 1864 году писала:

 «Было бы ошибочно думать, что Эдгар По, создавая „Эврику“, ставил своей целью только написать

 поэму; он был абсолютно убеждён, что открыл великий секрет Вселенной, и он использовал всю

 мощь своего таланта для развития своей идеи»...- Естественно, - «Эврика» фактически не была

 принята современниками писателя, она на долгие годы была забыта... По предвидел это, считая,

 что современное поколение не способно её понять, но был убеждён, что когда-нибудь, пусть и

 в далёком будущем, её оценят..." - 

      Да, конечно, я надеюсь, что и в этом гений близок к истине, и сейчас всё ещё не пришло то время.

 И, судя по моей "Теории всего, чего нет" это время придёт не скоро. Тысяч лет через десяток. Но

 посмотрим дальше:

 - "...По считал «Эврику» главным произведением своей жизни и верил в то, что правильность его

 идей будет доказана, а его имя — обессмерчено.

   Несмотря на то, что «Эврика», при современном на неё взгляде, содержит множество научных

 ошибок, идеи, изложенные в ней, на 80 лет опередили теорию Большого взрыва, на её страницах

 впервые был разрешён фотометрический парадокс. Эдгар По предвосхитил некоторые открытия

 XX века в области астрономии и космогонии: концепции разбегающихся и эксцентрических

 галактик, пульсирующей Вселенной, некоторые принципы неевклидовой геометрии.

 В его труде прослеживаются смутные догадки о существовании ноосферы, теория которой была

 сформирована Вернадским лишь в 1940-е годы...

 По словам английского астрофизика Артура Эддингтона, По «уничтожил бесконечность», то есть

 признал конечность Вселенной при бесконечности пространства.

 Альберт Эйнштейн в одном из своих писем в 1934 году отметил, что «„Эврика“ — это очень красивое

 достижение удивительно независимого ума».

 В 1994 году итальянский астроном Альберто Каппи написал работу, посвящённую исследованию

 научной составляющей поэмы в прозе :

 - " По, основываясь на метафизических предположениях, построил космологическую модель,

 чрезвычайно важную для истории идей, поскольку он был первым и единственным, кто постиг

 идею эволюционирующей Вселенной Ньютона ещё до появления теории относительности и

 релятивистских моделей..."

      - Вы видите, что творится ? Мэтры любуются, восхищаются, они даже в восторге от "удивительно

 независимого ума" !

 Ну и что ?

 Это же какой-то "лирик" ! И где его математический аппарат ?!

 А какой "физик" способен на такую работу без математической дребедени ?

 Поэт ! Романтик, мечтатель, сказочник смог !

       Но не только в этом я вижу загадку Эдгара По.

 Великий философ всю жизнь спотыкался об одни и те-же грабли. И умер в 40 лет.

 Это можно назвать естественным явлением ?

 Я не сторонник теории заговоров, кто-бы там ни заговаривался. Но всё-таки есть в природе некий

 закон самосохранения . И великие люди спиваются, стреляются, пишут стихи, хоронят любимых.

     -"...По часто наблюдали в сумрачном расположении духа и в состоянии эмоционального

 напряжения, причину которых можно найти во множестве трудностей, преследовавших его

 по жизни. Но даже в особенно тяжёлые периоды он находил силы много писать...

      Издатель Ламберт Уилмер, современник По, отмечал его огромную трудоспособность: «В моём

 представлении он был одним из самых трудолюбивых людей на Земле. Я заходил его проведать в

 разные дни в разное время суток и всегда отрывал его от дела — он работал»...

 В 1846 году один из знакомых писателя сказал: «…очевидно, По сам убивает собственное тело».


    А МИРОЗДАНИЕ УХМЫЛЯЕТСЯ...