Витрина
Журналов

Театральный Петербург №4

Комментарии
10

Категория:Культура

Бренд:Театральный Петербург

Название выпуска:Мариинка

Автор:Светлана Зыкова

На самом деле, с архитекторами и строителями у Мариинки не складывалось изначально. То проект всех порадовал, но оказался не жизнеспособен, то изначально утвержденная куполообразная концепция показалась слишком вычурной для исторической части города. 
Первый проект нового здания, автором которого выступил американский постмодернист Эрик Мосс, появился спустя два года и был отклонен ввиду несоответствия российским строительным нормам.
В 2003 году по итогам международного заказного конкурса проектов нового здания Мариинского театра, в котором приняли участие 6 зарубежных и 5 российских авторских коллективов, проектировщиком сцены стал французский архитектор Доминик Перро. По его задумке Большой зрительный зал должен был быть конической формы, тем самым максимально приближая сцену к зрителям, для улучшения акустики должны были спроектировать сложную форму плафона и разделить партер на три уровня, при помощи барьеров. Новый зал выглядел бы намного больше исторического за счет своего объема. В 2003 году Доминик Перро замыслил свое театральное здание как безликий объем, накрытый золотой вуалью: днем театр поражал бы своей формой, а по ночам пробивавшимся сквозь купол смутным свечением.  Строительство второй сцены должно было начаться в 2005 году и завершиться в 2009 г. Но в 2006 году договор с архитектором был расторгнут, ввиду технической неосуществимости замысла.
 В итоге был приглашен канадец Джек Даймонд – талантливый специалист, на счету которого всемирно известные постройки, такие как Зал Сиднея Хармана в Вашингтоне, концертный зал «Дом симфоний» в Монреале, центр исполнительских искусств в Сент-Катарине в Канаде, Центр исполнительских искусств «Времена года» в Торонто и многие другие.
 Последний, кстати, и вдохновил Валерия Абисаловича на сотрудничество с Даймондом. «Я видел этот зал и он впечатлил! Хочу сказать, что сейчас он считается современным образцом дизайна театральных залов. Только представьте, из 2000 мест – менее четверти отстоят от сцены на расстоянии более 30-ти метров. Это придает эффект настоящей вовлеченности зрителей в сценическое действо. И ни на одном месте зритель не испытывает помех в видении сцены. А у нас во многих театрах продают даже такие билеты, откуда совсем ничего не видно! В новой Мариинке такого точно не будет – все зрители останутся довольны!» – рассказывает Валерий Гергиев.
В Санкт-Петербурге так исторически сложилось, что классические здания, которые составляют основную часть архитектуры города, состоят из трех основных компонентов: каменная или кирпичная база высотой от трех до шести этажей; вертикальные пропорции с регулярно расположенными оконными проемами и неким облегчением фасада в виде самых разных колоннад, портиков над входами, а также – металлические крыши с мансардными окнами, дымоходами и другими элементами кровли.
Фасадное решение Мариинки-2 – это как раз современная интерпретация именно этих компонентов: каменная база высотой около 5-6 этажей и вертикальные по пропорции оконные проемы, а вместо классических портиков для облегчения однообразия фасадов и обозначения входов введены большие эркеры из несущего стекла.
У огромных стеклянных окон своя идея – когда стоишь в фойе театра, пространство расширяется и перед тобой открывается вся улица, точнее даже – складывается ощущение, как будто ты становишься частью этой улицы и самой Старой Мариинки, которая расположена совсем рядом. Ты наблюдаешь за всем происходящим за окном, видишь прохожих на улице, а они тебя и то, что происходит в фойе театра.
 Внутренняя отделка – по-своему уникальна. Она одновременно является и частью внешнего оформления. Фойе отделано панелями из медового оникса. Этот камень специально закупали в Иране, привозили в Петербург, где аккуратно распиливали на пластины и шлифовали. Общая площадь отделки составляет примерно 4000 квадратных метров, а высота самой большой панели – около 12-ти метров. Джек Даймонд рассказал, что выбран именно такой цвет и материал не случайно - когда вечером перед спектаклем в театре загорится свет и прольется медовым оттенком на улицы, театр преобразится и приобретет торжественный вид.
Решение самого зрительного зала базируются на проверенной и надежной форме для оперного театра – форме подковы. Однако и тут есть отличие – в исторических театрах преломление звуков низкой, средней и высокой частоты осуществлялось, как правило, через классические декоративные элементы – колонны различных масштабов, кривизну передней части балконов, а также барельефы путти и орнаментальные гирлянды. Современный эквивалент был достигнут более органичным способом. Модернизм заключается в особой форме выпуклости всего зрительного зала и, в частности, задней стены. Естественная акустика создается с помощью гипсовых стен ручной работы, изготовленных из полос твердого гипса различной размерности. Натуральность звуку придает деревянная облицовка из резонирующей ели, причем древесина для отделки поступала не в досках, а выпиливалась из цельных стволов, что имеет особое значение для акустики. Приятно удивили и другие нововведения – например, собственная звукозаписывающая студия, в которую звук в режиме реального времени будет попадать со сцены. И даже телевизионная студия с возможностью трансляции любого спектакля в  формате HD.
Общая площадь новой Мариинки – около 80 000 кв. м, но здание, стоит заметить, не выглядит слишком огромным. В новом театре семь надземных и три подземных этажа. Помимо главной сцены есть репетиционная и арьерсцена (задняя часть сцены), репетиционные залы для хора, балета, оркестра, камерные площадки в фойе, амфитеатр на крыше. В фойе есть специальный «уголок», который назван «камерным пространством», и там, прямо на многочисленных ступеньках, могут устроиться 300 зрителей, чтобы послушать отдельную программу.
 А из расположившегося на крыше амфитеатра открывается замечательная панорама Петербурга.