Витрина
Журналов

Театр-all №22

Комментарии
5

категория журнала | Культура


Как сказал Чак Паланик, есть бесконечное множество способов самоубийства, не влекущих немедленной смерти. Один из них - сигареты. Один из них - алкоголь. Один из них - постановка спектакля с нуля без команды, рекламы, бюджета и самой пьесы. Об этом - ниже...

Этап 1. Подготовка

Ты не сидишь такой и не думаешь, как бы поднять бабла. Нет, всё намного серьёзнее. Во-первых, как сказал покойный Брусникин, театр не рождается по чьей-то воле; он появляется, потому что поколению хочется высказаться. Потому что блоггеры, ютуб... это как-то не то. А театр - это круто.
Во-вторых, тебе реально нужно иметь, что сказать миру. Своё видение, свои мысли, ценность. Чтобы это было и про сегодня, и про вчера, и про завтра. Про меня, тебя, твоего друга Лёшу и бывшую Настю, маму, папу, учительницу географии и т.д. Если со всем этим ок, ты только тогда садишься писать пьесу.
Ты и твоя команда верных товарищей
Ты и твоя команда верных товарищей
И вот, допустим, ты сварганил пьесу. И предварительно нашёл актёров и вовлёк их в свою идею, как будет круто поставить спектакль на такую-то тему. Они в восторге, ты тоже. Но пока писал, ты сталкивался с необычными и неожиданными проблемами, такими как угрызения совести, внутриличностные конфликты, страх провала, страх от чужих ожиданий... И ты легко сдашься, если кишка тонка и позвоночника нет. А если всё ок и на месте, будь готов к главному звездецу - за неделю до спектакля у тебя уходит актёр. Теперь твоя задача найти нового. И выкручивайся при этом как хочешь! Есть задача - выполняй. Слиться невозможно, потому что ты уже продал билетов столько, что точка невозврата осталась где-то там...

Этап 2. Поиск нового актёра

Звездец лютый, потому что кто согласится за неделю выучить роль? Какой нормальный человек на это способен? И без гонорара? Но тебе повезло, потому что ты наглухо отбитый и притом на всю голову, и поэтому выбор у тебя состоит только из самых верных людей на планете Земля за всю историю человечества. Сначала ты такой ищешь товарища под роль, не находишь. Потом ищешь товарища под роль свою, кое-как находишь, созваниваешься, даёшь время подумать, время теряешь, он не согласен, нет, жопа. Ищите дальше.
И снова удача будет на твоей стороне, если ты наглухо отбитый, потому что ты готов переписать мужскую роль под девочку. А куда тебе деваться? И вот ты едешь к самой именитой актрисе района метро Аэропорт и района Южное Бутово с целью обсудить роль, а она дала себе клятву, что больше никогда-никогда не выйдет на сцену и хватит с неё всего этого дерьма, вы встречаетесь в Старбаксе, и ты ведёшь себя так, что от роли невозможно отказаться. И она в шоке, она ехала на встречу именно чтобы отказаться, а ты такой уже там, на сцене, на репетициях, там ваще прям ваще, так что давай.
Вот так ты находишь актрису. Вот так ты переписываешь пьесу, и её текст оживает на глазах, потому что с женским персонажем меняется вообще всё и чуть ли не птички летают. Пляшем дальше.

Этап 3. Неделя до премьеры

Итак, вы репетируете. Но так как ты один сидишь без работы, а твои ребята - славно трудоустроенные люди, ты гоняешься к ним по всей Москве, когда у них есть время заниматься тем, о чём договорились. То есть утром - ты встречаешься с актрисой. В обед - с актёром, и поэтому вечером на общем собрании, когда уже надо гонять пластику, ты в курсе текстов всех ребят и своего тоже.
Фото с премьеры
Фото с премьеры
И всё могло бы быть круто и замечательно, если бы тебе не надо было закрывать зал зрителями. По глупостям ты тратил деньги наперёд и ещё не закрыл аренду, а наметил 2 дня игры, и откуда ты возьмёшь деньги - чёрт знает. Ситуацию ухудшает то, что ты вышел играть летом, в мёртвый сезон, все в выходные на даче или в отпусках или вовсе денег нет, потому что 2018 - он такой. В общем, тебя это ест и ест актёров. Пока ты не находишь инвестора, который закроет вам аренду зала, и внушительная гора не спадает с твоих плеч. Слава Богу, что ты наглухо отбитый и везучий!
Тем не менее, даже без груза об аренде, репетиции проходят с напряжением. Волнуются все, и ты больше всех, но вида подавать не можешь, потому что на тебя все смотрят, ты затейник, ты папка, и если ты в панике - в панике будут точно все. Поэтому скрипя зубами и натягивая улыбку ты достигаешь дзена. Хотя бы этим можно гордиться, потому что смог собрать волю в кулак без присутствия женщины-поддержки.
Пятница - обязательный выходной. И ты идёшь на свадьбу подруги из университета, чтобы практически не пить. Потому что от тебя зависят люди, а выходить на сцену с опухшим видом и больной головой - верная смерть для твоей репутации как мужчины. Поэтому ты успешно отдыхаешь душой и телом на культурном уровне. Молодец!

Этап 4. Премьера

Наступает день Х. Точка невозврата была пройдена девятьсот лет назад, а этот финиш - здравствуйте, приехали, теперь надо всего лишь выйти на сцену и кайфануть. Но ты забываешь актёру костюм. Не беда - купим в секонд-хэнде! Собрались позже запланированного - не беда, всё на лайте! Актёр и актриса поссорились - это хреново, но они остынут! Но из-за этого инцидента вы теряете 4 часа подготовки.
Напомню, волнуются все, и ты - больше всех! Поэтому как никто другой понимаешь чувства ребят и злишься, когда кто-то теряет контроль (по твоему мнению).
И вот вы делаете генеральный прогон. Попутно обнаружив, что нет стола и стульев. Но вы их успешно заменяете подручными средствами и получается очень даже крутотенечко. Вы репетируете, все волнуются, проходки благополучно забываются, все злятся, а потом ты ломаешься и кидаешься в актёров лавкой.
В тебе просыпается тираннозавр, который орёт, матерится, никто ничего не понимает, но почему всем становится так легко, так спокойно... Ещё и актриса потом говорит "мне так полегчало". И ты бешеный слышишь всё, что тебе говорят, отвечаешь рыком, зверь неистовый и некрасивый, глупый, нелепый, берёшь сигарету и идёшь курить, бросаешь её и продолжаешь репетицию. И тогда всё становится хорошо.
Вы играете спектакль, людей собрался не полный зал. Пришли важные люди, да, но не все. Пришла одна из твоих Богинь, а значит, можно играть хотя бы для неё.

Этап 5. Второй день

Второй день начинается на лайте и кайфушечках. Вы спокойно приходите в театр, обнимаетесь, готовитесь, ты разрешаешь актрисе выйти в новых брюках - конечно! так даже лучше! А игра запланирована на 13:00, и к этому времени приходит очень мало людей...
Что делать? В зале меньше 20 человек. Это провал, капец, ты злишься, боишься, и принимаешь решение играть для каждого зрителя. С удовольствием видишь, что ребята тебя поддерживают, это вызов, профессионально, пусть у нас будет Закрытый показ. Плюс, ещё одна из твоих Богинь пришла, так что слиться нельзя. И инвестор тоже пришёл - тем более слиться нельзя!
Ну а после спектакля начинается самая интересная часть дня. Когда до следующего спектакля ещё куева туча часов, солнце воскресное летнее палит беспощадно и можно ничегошеньки не делать. Вы лениво идёте к метро за перекусом, там едите, а предварительно до метро тебя везёт инвестор в машине и рассказывает о своих условиях, так что аппетит у тебя сбивается и готов воспринимать только дешёвую гадость по типу 6 за 199 из БК. Вы весело едите, потом спокойно возвращаетесь к театру по солнцепёку, до спектакля по-прежнему много времени, и поэтому наступает сонный час на несколько часов.
Потом, конечно, вы берёте себя в руки, начинаете прогон для приличия, потому что вот сегодня-то вы ожидаете аншлаг... Но аншлага не происходит, и народа примерно столько же, сколько было вечером вчера на премьере. Вы едва окупились.
На поклоне
На поклоне

ИТОГ:

Ты клянёшься, что больше никогда не возьмёшься за это дело, но всё равно возьмёшься, потому что ты наглухо отбитый. Ты заболеваешь и должен восстанавливаться несколько дней. На деле ты идёшь готовиться к моноспектаклю, который должен быть уже в следующие выходные.
После спектакля ты идёшь с ребятами и ассистенткой-конферансье в кафе и выдаёшь им зарплату из своего кармана. Вы всё это дружно пропиваете и готовы играть ещё.
Если бы не рыпался, у тебя бы не было команды, менеджера, инвестора, поклонников. Но главное - ты сказал миру то, что думаешь, и он готов за это платить!