Витрина
Журналов

Театр-all №21

Комментарии
6

категория журнала | Культура


Чёрные дни драматургии на фоне профессиональной востребованности.
Вся беда в том, что хрен знаешь, когда оно щёлкнет. Ты понятия не имеешь, когда внутри тебя произойдёт этот взрыв, и появится идея. Ты вроде бы сидишь себе спокойно, ждёшь, уже есть элементы мозаики, периодически находишь элементы новые, складываешь их, собираешь, собираешь, но картинка всё не выстраивается в единое целое, и это ужасно. Ты не можешь контролировать творческий процесс, ты можешь только покориться ему и ждать... ждать... ждать...
Если кому-то абзац выше кажется непонятным, то окей - объясню. Я говорю об историях. Сценарии, пьесы, статьи... драматургия, композиция. Со стороны кажется, что это глупо, ведь чего стоит написать историю? Сцена 1, сцена 2, действие, вот тебе и конфликт. Увы, не всё так просто. Даже когда история пишется на заказ, она не легче той, что пишешь сам и без ограничений.

Закрой глаза и усложняй

Для начала стоит иметь хоть какие-то картинки в голове. Но вот они есть. Что теперь? Усложняем их, делаем интереснее! Например, видим, как идёт парень. Ничего интересного. Тогда пусть у него будут окровавлены руки. Ага! Уже лучше. Сразу появляются вопросы - а они-то нам и нужны! Откуда он идёт? Кто он такой? Киллер? Жертва? Он спасся или у него накануне был акт мести? А как вам такое - он идёт с окровавленными руками и... нет, не с головой наперевес. Он идёт вообще голый с окровавленными руками по городу, все на него оглядываются, но ужасаются не его виду, а что у него... допустим, шесть сосков! Сразу появляются ощущения жути, непонятности, мы хотим задавать вопросы, но уже как-то стесняемся, и подсознательно всё равно ждём, что нам дадут ответы и объяснения, что происходит.
Ничего этого не случилось бы, если бы хоть одна картинка не была внутри нас. И каждую нужно продолжать, увеличивать, добавлять детали - для всего этого нужно воображение. Без воображения ничего не случится. А чтобы включить его - просто успокойтесь и закройте глаза. Ваши демоны не заставят себя ждать и придут со своими рассказами или просьбами "Расскажи обо мне! Опиши меня!". Это они расскажут, что тот парень с 6 сосками не из лаборатории сбежал и не из будущего пришёл, а, может, был нормальным человеком-банкиром, просто с 6 сосками, но поссорился с мафией, они его поймали, заставили собственными руками убить старушку и отпустили. Ну, а если вам мало, то остальные демоны присоединятся и помогут - нет, не старушку убил, а собственную дочь, да ещё в состоянии наркотического опьянения, а соски - это не соски, а отпечатки от клапанов, которые к нему присоединяли, чтобы накачать червяками. Или соски - это отпечатки от тех же огромных червяков, пиявок.
Главное - чтобы всё было логично. Вы занимаетесь рассказыванием истории, не полётом фантазии, как эльф обернулся оборотнем, а потом бежал по кукурузному полю и нашёл там могилу девочки Элли. Вы, как и любой слушатель, хотите, чтобы всё было достоверно, чтобы в мире были какие-то нерушимые правила, которые соблюдаются и поддерживают историю.

Структура актов

Издавна мы рассказываем друг другу истории. И выработали для них идеальную структуру, которая состоит из 3 частей: начало, развитие и конец. Внутри них тоже есть структура и правила построения.
1 акт. Это начало истории. Мы видим героя, его жизнь, знакомимся с ним, видим его мир. Далее - должна случиться молния, какое-то происшествие или событие, что-то, что запустит историю. Например, он встретил её. Или - Гарри получил письмо из Хогвартса. Или Нео получает сообщение от Морфиуса. Если бы этих событий не было, мы не знали бы чего ждать и вряд ли история получила развитие.
Этот акт обязательно должен закончиться перменой истории. То есть, было одно, а стало другое. Гарри из мира маглов наконец-то попадает в школу - что дальше? Нео наконец-то вышел из Матрицы - что дальше? Учёные-палеонтологи приехали на остров динозавров в фильме Парк юрского периода - что дальше? При этом, к концу акта обязательно должен появиться конфликт, и герой должен стать её частью. Он должен сделать выбор, который изменит тот же ход истории. Например, Гарри уже знает об убийце своих родителей и поэтому едет в Хогвартс. Нео знает о нереальности мира и выбирает истину. А пилот Купер из фильма Интерстеллар знает о скорой гибели человечества и делает выбор отправиться в космос на поиски подходящих планет. Ну, а Бель из сказки встречается с Чудлвищем и выбирает остаться в замке вместо отца. Что дальше?
2 акт. Развитие истории. Вроде бы, самое интересное находится здесь, но здесь же - и самое сложное. Чем наполнять? Гарри Поттер живёт и заводит друзей, попутно ведёт расследование и капает под Снегга. Шерлок собирает улики и к середине акта делает ложные обвинения. В парке доисторических животных отключают электричество, и динозавры оказываются на свободе. А Красавица и Чудовище наконец-то мирятся и начинается романтика.
Заканчивается акт снова столкновением главных движущих сил. Герой против злодея, или злодейской силы, или злодейской идеи. Например, Джимм Керри в фильме "Всегда говори Да" оказывается разоблачён и теряет девушку, а потом осознаёт ошибочность принятой идеи. Нео идёт спасать Морфиуса, хотя до него никто не выступал против машин. В любом случае, мы должны понимать, что концовка не за горами и вперёди нас ждёт главный бой.
3 акт. Собственно, концовка. Открытое противостояние, встреча главных сил, после которой влюблённые снова будут вместе или после которой герой победит злодея. Нео бьётся с агентом Симттом и побеждает. Роме приходит в склеп и убивает себя, а затем убивает себя Джульетта. Гамлет бьётся на шпагах с братом своей возлюбленной. Макбет выходит на бой с Макдуфом, когда пошёл Дунсинанский лес. Ну, а Шрек думает-думает и идёт спасать Фиону от зловредной свадьбы.
Главное - показать в этой развязке противоборство двух сил, в которой победит только одна. И по обычаю, герой обязан получить то, что хочет. Даже если он в конце концов умрёт. Например, в фильме "Сансетт бульвар" герой принимает решение уйти, он уходит на свободу и ловит пулю в спину. В фильме "Касабланка" Рик любит Эльзу, но отпускает её с другим мужчиной, потому что только так она будет счастлива. А Гарри Поттер только благодаря дружбе и демократичным ценностям побеждает одинокого и деспотичного Волан-де-Морта.

Уничтожение личности

Вообще, это такое гадство, которое не пожелаешь даже худшему врагу - настолько всё бесчеловечно. Ещё Джордж Оруэлл сказал
Написание книги - ужасное, изматывающее испытание. Человек ни за что не стал бы писать, не будь он движим внутренним демоном.
Иными словами, ты одержим. Что может быть хуже? Получается, в каком-то смысле ты не принадлежишь себе и являешься лишь проводником для чего-то большего, чем ты. И этого "чего-то" так много, что пребывает в борьбе за право распоряжаться твоим временем. Это в лучшем случае. Обычно - ты испытываешь эту борьбу на себе: все эти шорохи, вспышки картинок, непонятные воспоминания, мысли, которые ты ощущаешь как не свои, - всё это вроде бы призвано помочь в работе, но на поверку оно только мешает. Ты не успеваешь всё систематизировать. Приходится отсеивать ненужное или хотя бы каталогизировать, попутно теряясь в своих архивах. Со стороны вроде бы всё нормально, да. Но вообще-то это называется шизофрения. Как тебе такой поворот? Внутренний демон. Конечно!
И не будет тебе покоя, пока ты все идеи не реализуешь. То есть - никогда. Наверное, даже в гробу будешь переворачиваться и царапать что-то на крышке, формулы или заметки.
Эта борьба отображается и на остальной жизни. Ты не можешь оставаться крутым и мужественным для красивой блондинки, и она сбежит от тебя сразу, как от тебя запахнет не тобой, а твоими персонажами - не с тем человеком она знакомилась изначально. Ты не можешь быть верным себе, потому что теперь ты верен ещё и десятку-другому других личностей внутри. И ты не можем спокойно работать свою работу, потому что то и дело будешь отвлекаться, думать о сюжете, а не об отчётах, и потом обнаруживаешь себя на шпагате над пропастью между материальным миром и миром каши в голове.

Почему ты ни за что не поменяешь такую жизнь

Может, потому что теперь решаешь не ты. Может, потому что такое состояние на самом деле нормально, и поэтому тебе не выделят комнату с мягкими стенами в жёлтом доме. Ты сомневаешься.
Потому что в реальности демоны не ждут тебя за углом. В реальности не существует твоих двойников с акульими зубами, которые на улице Грекова чистят друг другу морды, хоть ты и видишь их. Ты это всё понимаешь. Просто тебе так интереснее. Ты иначе видишь реальность. Ты кайфуешь от этих глюков и от тех редких моментов, когда случается оргазм мозга.
Просто пиши. Даже когда кажется, что писать нечего - пиши через силу. Прорывайся. Уничтожай себя. Насилуй свой разум - рано или поздно он адаптируется и перейдёт в нужный тебе рабочий режим. Подключится к космосу, упорядочит хаос, демоны рядом договорятся и станут слышими. Всё в порядке.
Расскажи людям свои истории, и пусть они будут интересны!
Люблю тебя!