Витрина
Журналов

Современный Бестиарий №1

Комментарии
0
FullFull

МИР НОМЕРА: ВАРХОЗЕМЕЛЬЕ


Иногда существа и персонажи приходят не одни – они приводят за собой целый мир, вместе с его бытом, нравами, привычками и обрядами,народами и языком. Собираясь по крупице в кучу, по капле в море, эти частички затем превращаются в книги, фильмы и комиксы, серии картин или сюжеты для ролевых игр, в пьесы и сценарии для компьютерных игр.

Мир, которому выпало открывать эту рубрику, принадлежит художнице и рукодельнице Марии Куликовой (с работами художницы можно ознакомиться в ее галерее - renna-r.deviantart.com). 

Это Вархские Земли – дикий,колоритный край, населенный вархами – разумными существами, воинами и ремесленниками.


Вархи похожи и непохожи на эльфов и оборотней одновременно. Ипостасей у них целых три – обычный облик, волчий и ипостась «злобных». В первой ипостаси вархи выглядят почти как люди, но с длинными ушами, волчью ипостась принимают по желанию, независимо от лунного или солнечного цикла, и отлично себя контролирует при этом. Звериная ипостась варха тесно связана с человеческой – волосы и шерсть, как правило, одного цвета, а глаза сохраняют свой цвет в любой ипостаси. Все маленькие вархи рождаются серыми, и только с возрастом линяют в разные цвета. "Злобная" ипостась представляет собой частичную трансформацию, вырывается во время сильного гнева, когда варх полностью перестает себя контролировать. Превращаясь в прямоходячего монстра, варх сильно увеличивается в размерах, поэтому двери в вархских жилищах частенько делают нарочито узкими – чтобы «злобный» не сумел пролезть,перебесился внутри и, успокоившись, превратился обратно.

Впрочем, есть и такие, которым удается контролировать "злобную" ипостась лучше – в армии вархов есть отдельная тысяча,специализированная именно на бою в "злобной" ипостаси. Принимая "злобный" облик, такие вархи остаются в здравом уме и, по крайней мере, различают своих и чужих. Во время осознанной трансформации в волчью ипостась одежда исчезает и появляется обратно целой, а вот при превращении в "злобную", как правило,спонтанную, одежда рвется. Поэтому тысяча Берсерков носит нечто вроде килта –юбку с запахом, остающуюся на месте как в человеческом виде, так и в "злобном".

Full

О том, кто такие вархи. Cлово автору:


"- Ты оборотень? - Опасливо поинтересовался новый знакомый, глядя в мои жёлтые волчьи глаза.
- Нет... Не совсем. - Улыбнулась я в ответ.
- Вампир? - Озадачился человек, заметив острые верхние клыки.
- Нет же! - Совсем развеселилась я. - Я - варх. Это значит "волк". Просто волк, который может... "превращаться" в человека. У нас говорят - "сменить форму". - Я склонила голову к плечу, наблюдая за реакцией человека.
Он довольно долго переваривал услышанное, задумчиво потирая заросший подбородок и беззастенчиво разглядывая меня с ног до головы: от кончиков ушей до носков пыльных кавалерийских сапог. По глазам было отчётливо видно желание снять с меня штаны и проверить наличие хвоста.
Мои глаза блеснули зелёным, словив свет зажигаемых на улице факелов, но я быстро отступила в сторону, изменив угол.
Человек вздрогнул и, наконец, изрёк:
- Так значит - оборотень?
- Да нет же! - Я нервно дёрнула длинными заострёнными ушами (на левом звякнули друг о друга две серебряные серёжки). - Оборотничество - проклятие, причём человеческое. А способность волка принимать человеческий облик - естесственный дар природы. И никакими полнолунными приступами мы не страдаем. Пошли, что ли, выпьем за знакомство, а? Сколько ещё можно торчать посреди улицы?
- А кровь ты не пьёшь? - Подозрительно спросил человек.
- Только если твою! - Неудачно пошутила я, но быстро поправилась: - Если честно, загрызть человека могу, но только если он дёргаться не будет. Клыки клыками, а вот пасть так широко не откроешь. - Я умолчала о том, что частичная трансформация давалась практически любому варху, старше 150-ти лет, и отрастить себе челюсть было делом пары секунд. 
Охотник за нечистью посомневался ещё немного, не нашёл к чему ещё придраться,потом решился, спрятал осиновый кол под плащом и, приобняв меня за талию, увлёк в сторону ближайшего кабака."

Full

Однако, с сохранением одежды во время трансформации есть свои тонкости. У каждого варха есть бог-покровитель, который определяется в самом детстве, и перекидываться в волка без потери одежды варх может только при условии, что одежда нужного цвета – цвета его покровителя. Одежда остальных цветов безвозвратно рвется.

Бога-покровителя вархи выбирают в самом младенчестве – как только у малыша развивается хватательный рефлекс, ему предлагают кучу цветных тряпочек. Тот лоскут, который малыш ухватит первым, и определяет его бога-покровителя. Считается, что сами боги направляют его руку в этот момент. Никаких ограничений нет, мальчикам и девочкам предлагается одинаковый набор тряпочек. Лоскутки высыпаются всем комплектом (ну или раскладываются, или подвешиваются - способ подачи значения не имеет, считается, что от судьбы не уйдёшь). Даже чёрно-алый предлагается девочкам, хотя за всю историю Вархоземелья его выбрала только одна. А бело-голубые - мальчикам, но процент "сыновей Матери" очень мал, их едва ли сотня наберётся опять же за всю историю.

Full

Вархский пантеон. Слово автору:


"В Вархских Землях есть легенда, будто бы в прекрасную юную деву влюбился волк. Кто-то верит, что это был не просто волк, а оборотень, кто-то верит, что боги превратили несчастное влюблённое животное в человека, чтобы они могли быть вместе. Кто-то верит, что дева была не человеком, а эльфийкой... 

Вариантов много, итог один - потомство этой пары собственно и дало начало новой расе волколюдей. 
А Волк и Дева со временем превратились в главных вархских богов - Отца и Мать. 

Они же потом стали прародителями и остальных богов, "наградив" таким образом чем-то отличившихся в той или иной области вархов. 
Все вархские боги когда-то были такими же обычными вархами. Но они скорее духи-хранители, нежели полноценные божества, вершители судеб. Они бесплотны, и не могут радикально повлиять на события. Но практически у каждого явления есть свой хранитель.


"Боги" делятся на две группы, в вархском языке это никак не отображается, но по смыслу их можно разделить на "покровителей" и "хозяев".

"Покровители" имеют больше популярности, потому что это, собственно,"отцы-основатели" вархских кланов, имеющие свои цвета. Варх может перекинуться в одежде только цветов своего покровителя. Другая одежда рвётся и из неё приходится выпутываться.

Основные боги:
Мать - покровительница женщин. Поскольку в Вархских землях царит безоговорочный матриархат, это очень популярная богиня. Конечно, не все женщины носят бело-голубые оттенки, но большинство.
Отец - покровитель ремёсел. Цвет коричневый.
Небесный воин - покровитель военных и военного дела. Цвет чёрно-алый. 
Пастух - покровитель крестьян,земледелия и скотоводства. Цвет - зелёный, жёлтый.
Огневолк - бог огня. Все оттенки жёлтого и красного.
Утопленница - богиня воды. Покровительница моряков и рыбаков (поскольку флота у вархов нет). Цвета сине-зелёные, все их тёмные оттенки.

У "Хозяев" собственной паствы нет, как и собственных цветов, но они не менее важны: 
Холодная Дева, Хозяин Дорог, Лекарь и остальные ремесленники отдельно, Хозяйка Наваны, всевозможные полевики, лесовики и прочая совсем уж безымянная мелюзга.

Все вархские боги-духи безымянны. То ли потому, что за давностью лет просто забыли свои имена, то ли потому, что имя - это как некая плата за то, что душа не уходит на перерождение, а остаётся в таком эфемерном виде, да ещё за что-то там отвечает. Говорят, что если произнести имя бога-духа, он перестанет быть богом и уступит тебе своё место. Ну, если ты, конечно, этого места достоин…
За всю историю Вархоземелья было только пара случаев, когда боги менялись, из чего можно сделать вывод, что самые выдающиеся личности рождались в начале времён.

Практически с каждым богом связана легенда о том, как он им стал. Например, Холодная Дева в юном возрасте потеряла возлюбленного, но не зачахла до смерти, как это обычно с вархами бывает, а застудила собственную душу до невменяемости. Прожила долгую, лишённую всяческих эмоций жизнь, а в посмертии получила в приданое стаю Снежных Волков и статус богини."

Full

Бытовой уклад вархов напоминает средневековую Европу на момент открытия кремниевого оружия. Правящая верхушка состоит из трех вархов. Это Аратари (королева), Аратар (маршал войск, защитник королевы) и Воллих (главный жрец).


Об именах вархов. Слово автору:

"Я столкнулась с послом в коридоре. Просто извиниться и побежать дальше по своим делам было не вежливо и я спросила:
- Как вы находите Чарру, господин посол?
- О! - Оживился старикашка. - Это чудо архитектурной мысли! Додуматься вырубить замок прямо в скале, да так, чтоб и светло было, и не душно, и водопровод, и декоративные детали! 
- А вы уже видели картинную галерею?
- Конечно! Как истинный ценитель живописи я уверенно заявляю: это богатейшее и красивейшее собрание из всех, что мне доводилось видеть! Чего стоят одни только портреты королев! Кстати, - человек резко сбавил тон, - я заметил одну интересную деталь: у вас все женские имена заканчиваются на"-иэ"? 
- Ну да, - пожала я плечами, - иногда просто на "-э". А в чём странность?
- Ваше имя - Ренна - это сокращение? Как "Нума" от "Нуммиэ"?
Я про себя поразилась потрясающей наблюдательности посла. Хотя на то он и посол. Но вот раньше никто мне таких вопросов не задавал.
- Нет. - Ответила я. - Это моё полное имя. И да, оно мужское, но немногосмягчено удвоенной "н". 
Человек явно ждал продолжения, ему было очень интересно. Вообще я заметила за послом склонность докапываться до сути самых глубоких заморочек, будь то условия содержания вархских алых лилий в открытом грунте или тонкости управления государством при фактическом троевластии.
- Понимаете, - обречённо вздохнув начала я, - варх - это не тот, кем он кажется, а тот, кто он есть. - Я с сомнением посмотрела на посла, но тот, кажется, понял, что я хотела сказать. - Я - Маршал. Воин. Это испокон веков мужское занятие, и почему боги решили провести меня этим путём - не известно. Но так уж сложилось. А моё имя, данное при рождении, не подходило воину.
- Как это?
- Ну во-первых, оно было женское и оканчивалось на "-иэ". А во-вторых, в женских именах не бывает "рычащей буквы". - И не дожидаясь вопросов я пояснила: - "Р". В имени воина обязана быть буква "р". С помощью неё, я могу показать другому, насколько я оцениваю его как воина. Это сложно объяснить человеку, но у нас смысл слова меняется от того, как его произнести. Если я скажу - "Икарррр", это будет означать неслыханное уважение и восхищение моим офицером как воином. А если я намеренно заменю "р" на любую другую букву, то нанесу этим самым оскорбление, смываемое только кровью.
Так же и ar`athar означает просто вождя, а arr`athar - военного, то есть маршала.
Посол задумался. Да и было над чем. Потом спросил:
- А как вас называют уменьшительно-ласкательно?
- Wrenn. - Улыбнулась я и, сославшись на неотложные дела, пошла дальше."

FullFull

Ренна – одна из основных персонажей истории. Полное имя и титул - герцогиня Силинийская Айренн Маро, арратар Вархских Земель по прозвищу Чаррский Волк, она же Чёрная, она же маршал, она же попросту Ренна.

 Так как Ренне очень много лет – на сегодняшний день чуть больше 4000, - то она успела побывать во многих местах и имен у нее скопилось достаточно.

Слово автору: "Имя одно, вариаций много. Поскольку она существо относительно бессмертное и довольно активное, то застала множество эпох и стран, где местные коверкали её имя, как хотели.
Например, мне очень нравилось эльфийское Рэннвеан (с "фамилией" Драугэль, которая портит весь пафос своим неблагозвучием). Арей Райдер. Айренн Маро, под которым ее знали в Вернии. Но никто не знает, что когда-то маршала называли Морриган, Моро. И примерно в то же время, но в другой стране - Молчана. А ещё были клички вроде "Верная" и "Чёрная"."

Full

Климат в Вархских Землях типичный среднеевропейский, с плодородными землями на юге и заснеженным, горным севером.


Слово автору: "На протяжении года можно отследить миграцию маршала (если, конечно, она в Вархоземелье) вслед за метелями. Когда в Холмах вылезают подснежники, это значит, что пора оставлять Казармы на попечение многострадального Икара и двигать на запад, в горы. По пути непременно зайти к старому другу Орвику, безвылазно сидящему в своём Дагоре, уйти в недельный загул. Потом навестить Чарру, посмотреть всё ли там в порядке. Там всё в порядке, конечно, куда она денется, столица с Замком-в-Скале? Потом можно ненадолго осесть в Рамской чаще. Леса там дремучие, народу мало, сплошная благодать. Ну а оттуда уже в Вельбу, в горы. Там в эту пору как раз бушуют свирепые бураны, и всегда есть чем заняться. Ну, а как только отбушуют вельбские метели, откроются перевалы Наваны. Вот где царство зимы и смерти."


О замке Арраниарэ:

"Ренна сменила место дислокации и перебралась в "свой" замок. Формально маршал -герцогиня Силинийская, но поскольку Силинийские холмы место гиблое и безвархное (и безлюдное, и вообще там только сиды живут, да всякая мелкая нечисть), то на деле "управлять" там, кроме казарм, нечем. Но казармы - они казармы и есть: длинные двухэтажные деревянные строения; первый этаж - трапезные, оружейные, мастерские и прочие хозяйственные постройки; второй - спальни, по десятку хвостов на комнату. Причём лестницы только две - в начале и конце строения, чтобы затащить что-нибудь тяжёлое и для раненых. Все остальные, специально для поддержания тонуса, прыгают так, по поддерживающим крышу столбам. Там, конечно, тепло и уютно, ругань и лязг убаюкивают бессонными ночами, а побудка порой бывает в самые неподходящие для этого моменты по очень интересным поводам, но...
Севернее, там, где холмы уже собираются становится большими и сильными Пограничными горами, есть один единственный на весь Силиний замок. Кто и когда, а главное - зачем, его там построил не известно. Об этом знают, наверное, одни только сиды, т те из вредности молчат. Замок практически развалился, но даже по тому, что осталось, видно, что это была хорошо фортифицированная крепость. И ещё более странно, что сооружение, предназначенное для войны и обороны, назвали женским именем - Арраниарэ. Знакомый сид проболтался как-то, что якобы кто-то в глубокой древности специально строил крепость-женщину для женщины-маршала."


Из вархских летописей:

"Вообще-то замки и в особенности военные крепости в Вархских Землях принято называть мужскими именами. Арраниарэ же - явно женского рода, хотя крепость в своё время была, мягко говоря, неприступная. Расположена она на высоком, поросшем хвойными холме, с трёх сторон, почти петлёй, опоясанном неширокой, но глубокой и коварной речкой Уржачкой. Холмы там, на совсем крайнем севере Вархоземелья, крутые, и местами даже каменистые и угрюмые. Людей, как, впрочем, вархов и другой нелюди, там не водится, только мелкие лешаки, феечки и прочая пакостная мелюзга. Периодически встречаются заблудшие сиды (дини ши), но кто знает, зачем они туда ходят…
Кто, когда, и главное - зачем, его там построил - неизвестно. Об этом знают, наверное, одни только сиды, но никому не рассказывают.
Замок выглядит так, словно разворочен изнутри, относительно целым осталось только левое крыло. 
Говорят, что до недавнего времени на самом верху полуразвалившегося донжона пожилой сторож зажигал в окне свечу. Он смело противостоял мелкой нечисти, холодным северным ветрам и одиночеству, он ждал свою хозяйку. Но совсем недавно то ли умер, а то ли - дождался. Аратари повелела Ренне восстановить замок и там обосноваться, так что до недавнего времени там велись строительные работы, которые уже завершились, и никаких огней на башнях замечено не было.
Место это мрачное, но для сильных безопасное и спокойное. По крайней мере, Ренне там нравится: одиночество, величественные сосны с мрачными елями, тишина и покой. Только каменные девы на Вратах какие-то уж больно бдительные, от их взгляда хочется спрятаться."

Full

Помимо самих вархов, там обитают и другие расы, как привычные знакомому с европейским фольклором человеку дини ши, так и местные виды, например, норлинги.


Слово автору: "Сей народец, как следует из названия, живёт в северных горах Вархских земель (Norr (варх.) - север). Основной горный массив принадлежит к охотничьим угодьям (адм. ед. В.З.) Наваны и поэтому норлингов часто называют наванцами. Зверушки не особенно крупные, по грудь среднестатистическому человеку. Но обладают воинственным нравом и мастерски владеют всеми видами древкового оружия. Излюбленным является алебарда и бродекс. "Чем тяжелее - тем лучше", - как говорят сами норлинги. Мордочка чем-то напоминает диких котов, окрас преимущественно песочный, встречаются дымчатые и пятнистые. Характерной особенностью норлинга являются огромные, на пол-лица глаза, с бледно-жёлтым белком и красным круглым зрачком.

Существуют два вида норлингов - дикие и, как их иногда называют, "одетые".
Дикие норлинги представляют опасность для населения. Зимой они сбиваются в стаи и могут выгрызть за ночь небольшое горное поселение, т.к. не носят одежды и не пользуются сталью и огнем. Договориться с ними невозможно, они не понимают ни человеческой, ни звериной речи, только силу. Что им в свое время и показала аратар. Теперь они встречаются редко, поодиночке и на них никто не жаловался уже лет 200.

"Одетые" наванцы цивилизованы, дисциплинированны и имеют свою систему власти. Горцы селятся на высокогорных плато, строя каменные хатки.
Они неимоверно алчны, но в то же время щедры. Любят выставлять своё богатство напоказ, пышно и дорого одеваясь, заводя большое подворье. 
Пока женщины ведут хозяйство, мужчины сражаются. Преимущественно с другими кланами норлингов, но иногда они устраивают перемирие и спускаются со своих гор, чтобы набить морду кому-то третьему.
Из наванцев выходят неплохие наёмники, если им, конечно, хорошо и вовремя платить. Чем воспользовался когда-то Икар, заручившись поддержкой небольшой, но грозной армии на северной горной границе. Норлинги свято чтут заключённый полторы тысячи лет назад договор, охраняя границу от лезущей с севера нежити и прочих тварей.

Наиболее интересным персонажем является сотник Рут, большой друг аратара. Вояка храбрый и отчаянный, никогда не унывающий и обладающий специфическим чувством юмора. Пять лет назад бедняга потерял ногу, свалившись с кручи, что для норлинга позорно, поэтому всем говорит, что конечности лишился в бою за честь его маршала. Маршал краснеет, но подтверждает."


Вархоземелье – мир, населенный множеством различных персонажей, и у каждого из них своя история. Подробнее – в следующих выпусках.