Витрина
Журналов

Синяя пчела №6

Комментарии
0

категория журнала | Культура

Модель космоса

Космизм, футуризм, супрематизм

Сегодня мы поговорим о трёх наиболее "космических" направлениях в русском искусстве - космизме, футуризме и супрематизме.
И так, первый пункт - космизм. Для начала пару слов о русском космизме в целом - это уникальное явление в философии начала 20 века. Основоположником русского космизма считается Николай Фёдоров. В своих трудах Фёдоров разрабатывает концепцию "общего дела", в которой главной задачей как человечества, так и каждого отдельного человека в частности является объединение с целью достижения бессмертия для всех и каждого. Истоки этой философии можно проследить в православной традиции, однако кардинальное различие в том, что Фёдоров считает божественным планом не только бессмертие души но и физическое бессмертие тела. К тому же, если по Библии вечную жизнь в Раю получают только праведники, то "общее дело" предполагает достижение бессмертия и гармонии абсолютно для всех людей (видимо, уже "просветлившиеся" должны подтягивать "отстающих"), да ещё и физическое воскрешение всех умерших за всю историю человечества. Правда логично предположить, что при таких условиях планете грозит перенаселение. Эта мысль пришла и Фёдорову, который, пожалуй, первым предложил идею колонизации других планет и тем самым привнесения "божественного порядка" во Вселенную руками человечества (ради общего блага, само собой). Любопытно, что никаких технических средств для покорения космоса на тот момент не было, так что Фёдоров предполагал, что при достижении должного уровня духовного развития человек сам по себе будет способен путешествовать по просторам Вселенной.
Разумеется, философия русского космизма намного обширнее и глубже, в нём выделяют несколько крупных направлений и его разрабатывали такие видные деятели науки и искусства, как Циолковский, Булгаков, Флоренский, Бердяев и многие другие. Но у нас не так много времени, поэтому перейдём сразу к отображению космизма в живописи.
Разумеется, один из самых известных и талантливых художников-космистов - Николай Рерих. Думаю, каждый хоть раз видел его работы. Однако не все знают, что Рерих был не только замечательным художником, но и исследователем, философом, путешественником и активным общественным деятелем, при чём за свою жизнь он успел поработать в нескольких странах, занимаясь как своим творчеством, так и общественными культурными проектами. Нас прежде всего интересует Рерих как художник, но если вам хочется узнать больше о жизни этого удивительного человека - рекомендую почитать его философские труды и посетить музей на Васильевском острове.
Н.К. Рерих "Гимолаи. Розовые горы"
Н.К. Рерих "Гимолаи. Розовые горы"
Как я уже сказала, Рерих - один из самых видных художников-космистов и мастер поджанра, который я бы охарактеризовала как "философский пейзаж". У картин этого жанра есть несколько характерных отличительных черт: образ природы обобщён, даже если речь идёт про реально существующую местность, через изображение пейзажа художник рассказывает о философских или нравственно-эстетических проблемах. Первостепенное значение имеет свет - в философском пейзаже он выражает не только и не столько физическое явление, сколько духовное состояние, которое стремится передать художник. Безусловно, тема философского пейзажа в русском искусстве не ограничивается творчеством Рериха и художников его круга, однако на мой взгляд целенаправленно этот мотив начал развивать учитель Рериха - Куинджи, а в творчестве Рериха философский пейзаж окончательно оформился как отдельный поджанр.
Но в чём же всё-таки специфика живописи Рериха? Посмотрите на иллюстрации, что больше всего выделяется на этих полотнах? Именно, небо. На всех пейзажах Рериха небо предстаёт практически главным героем. Более того, силуэты гор на его фоне зачастую сами как будто превращаются в облака или космические потоки - небо у Рериха захватывает весь холст. Это яркое визуальное отображение идеи философии космизма о единстве Вселенной.
Н.К. Рерих "Тибет. Дальние вершины"
Н.К. Рерих "Тибет. Дальние вершины"
В особую группу можно вынести людей или, как я бы их назвала, "созерцателей" на полотнах Рериха. Человеческие фигуры у него всегда где-то в углу, снизу, на самом краю холста. Маленькие на фоне гор и бескрайнего неба они тем не менее не кажутся незначительными, но и не выбиваются в главные герои. Люди у Рериха наблюдая природу растворяются в ней. Человек как часть мироздания - одна из важнейших тем космизма. Картины Рериха представляют один из путей к единству с Космосом - медитативное созерцание.
Н.К. Рерих "Ночь" ("Звезда героя")
Н.К. Рерих "Ночь" ("Звезда героя")
Раз уж недавно прошёл день космонавтики - очередная годовщина первого полёта человека в космос не только в мечтах, но и в реальности, нельзя не вспомнить строчки, написанные Юрием Гагариным:
"Неописуемая цветовая гамма! Как на полотнах художника Николая Рериха!"
Но на этом вклад семьи Рерихов в искусство не заканчивается - сын Николая Рериха, Святослав тоже стал художником. По его собственному признанию, творчество и мировоззрение отца оказали на него решающее влияние, однако искусствоведы отмечают, что Святослав Рерих никогда не занимался подражанием. В его картинах находят выражение похожие идеи, но реализованы они по-своему. Ниже расположены несколько иллюстраций. Первая - картина Николая Рериха "Гималаи. Базго. Ладак", а следом два произведения его сына - "Вестник" и "Ритм жизни невидимой. Тонкий мир". Картины, несомненно, очень разные, выполненные в разных жанрах и стилях. Однако говорят, на мой взгляд, об одном и том же: посредством невероятно красочного неба или же просто вспышек нереального света (как мы уже говорили, носящего в космизме метафизический характер) художники пытаются передать своё мироощущение, пытаются запечатлеть послание Космоса, которое чувствуют в этом мире. Кстати, у Святослава Рериха были и более реалистичные работы, например пейзажи и портреты, в том числе портреты отца.
Н.К. Рерих "Гималаи. Базго. Ладак"
Н.К. Рерих "Гималаи. Базго. Ладак"
С.Н. Рерих "Вестник"
С.Н. Рерих "Вестник"
С.Н. Рерих "Ритм жизни невидимой"
С.Н. Рерих "Ритм жизни невидимой"
Безусловно, при всём их значительном влиянии и невероятном таланте, Рерихи не единственные космисты, заслуживающие упоминания. Образы природы, ставшие источником для философских концепций, отразились в творчестве художников-космистов группы "Амаравелла" в единстве микро- и и макрокосмоса. Художники группы были активными соратниками Рериха в творческих и философских исканиях, четверо из шести членов группы были лично знакомы с Николаем Константиновичем (по некоторым данным даже название группы "Амаравелла" было предложено Рерихом). На мой взгляд, наиболее близким к рериховскому наследию и восприятию мира был Смирнов-Русецкий - основатель группы и единственный её член, имевший художественное образование. На мой взгляд именно Русецкий стал продолжателем традиции философского пейзажа. Правда, в отличие от Рериха, он рисовал не далёкие Гимолаи, а северную природу Карелии. Впрочем, это ещё раз иллюстрирует мироощущение космистов - независимо от конкретного места художники ощущают единство со Вселенной.
Б.А. Смирнов-Русецкий "Скала у озера"
Б.А. Смирнов-Русецкий "Скала у озера"
Не менее любопытен и так называемый "космический цикл" Смирнова-Русецкого. Мы видим, что художник экспериментирует, переходит от изображения космоса через природу к непосредственно самому космосу. Учитывая, что большая часть работ цикла написана в период с 1970х по 90е - несомненно, что на художника очень повлиял прогресс науки в сфере космонавтики и сам полёт человека в космос в частности. На полотнах художника появляются космические туманности и далёкие планеты. Однако он не забывает и Землю - такую же часть космоса - свидетельства тому картины "Полёт" и мистическое полотно "Осирис".
Б.А. Смирнов-Русецкий "Светящиеся миры"
Б.А. Смирнов-Русецкий "Светящиеся миры"
Б.А. Смирнов-Русецкий "Осирис"
Б.А. Смирнов-Русецкий "Осирис"
Помимо Смирнова-Русецкого в группу "Амаравелла" входили ещё пять художников: Сардан, Фатеев, Пшесецкая (под псевдонимом Руна), Шиголев и Черноволенко. Каждый из художников был не менее ярким представителем космизма со своим уникальным виденьем и стилем, но к сожалению мы не сможем подробно поговорить о каждом в рамках одной статьи. Ниже представлены некоторые работы участников группы.

А.П. Сардан "Земля, океан, космос"
А.П. Сардан "Земля, океан, космос"
В.Т. Черноволенко "Лучистые мысли"
В.Т. Черноволенко "Лучистые мысли"
С.И. Шиголев "Утренние звёзды"
С.И. Шиголев "Утренние звёзды"
П.П. Фатеев "Светлое небо иной планеты"
П.П. Фатеев "Светлое небо иной планеты"
Перейдём к следующему пункту нашего рассказа и поговорим про футуризм. Футуризм - одно из наиболее радикальных направлений авангарда. Художественная ценность произведения искусства всегда в какой – то мере зависела от его новизны и смелости. В искусстве авангарда новизна и смелость становятся мерилом творческой одаренности, эталоном современности. При всей разноликости течений было в этом мощном взрыве новаторства нечто общее, объединившее различные направления и не исчезнувшее со временем. То была вера, пусть наивная, в наступление новой эры в истории народов – эры больших индустриальных городов, аэропланов и чудо – техники, меняющей отношения людей друг с другом и с окружающей природой.
Что мы сейчас привыкли называть футуризмом или прилагательным "футуристический"? Как правило, что-то связанное с научно-фантастическим будущем. Но художественное движение футуризма начала 20 века - немного про другое. Несомненно, футуристы преклонялись перед грядущей технической цивилизацией и ее ценностями. Но это не утопичный мир будущего — это мир настоящего с привнесенными в него новыми художественными средствами самовыражения и такими понятиями как энергетические поля, движение, техногенные звуки. "...Красота может быть только в борьбе. Никакое произведение, лишенное агрессивного характера, не может быть шедевром" - написано в "Манифесте футуризма". Oтвoдя ceбe poль пpooбpaзa иcкyccтвa бyдyщeгo, фyтypизм в кaчecтвe ocнoвнoй пpoгpaммы выдвигaл идeю paзpyшeния кyльтypныx традиций и пpeдлaгaл взaмeн красоту тexники и ypбaнизмa кaк глaвныx пpизнaкoв нacтoящeгo и гpядyщeгo.
Н.С. Гончарова "Электрические лампы"
Н.С. Гончарова "Электрические лампы"
Буквально на днях мне в руки попал журнал "Вещь", выходивший в первой четверти 20 века. И первая страница открывалась таким слоганом: "Изображать машину - всё равно, что писать ню. Человек не является разумным творцом своего тела. Машина - урок ясности и экономии" - весьма чёткая формулировка мировоззрения футуристов.
Н.С. Гончарова "Фабрика"
Н.С. Гончарова "Фабрика"
С точки зрения художественной формы футуризм отличается достаточно большим разнообразием. Увеличивая динамику, он заимствует находки предыдущих авангардных стилей, в частности кубизма. Самые частые сюжеты - городские пейзажи. Преимущественно конечно с заводами, машинами, фабриками и электрическими лампами, но можно встретить и изображение многоглавой церкви - например "Собор Василия Блаженного" Аристарха Лентулова. Впрочем, этот забор по виду не так уж сильно отличается от очередной футуристической фабрики (Шевченко). В отличие от того же космизма, поэзия футуризма – это поэзия современного города. Произведения многих поколений художников, писавших прекрасные и величественные виды природы, кажутся футуристам устаревшими и неактуальными на фоне новой урбанистической стихии. Город сам становится стихией, в недрах которой рождается новый городской человек.
А.В. Шевченко "Старая фабрика"
А.В. Шевченко "Старая фабрика"
А.В. Лентулов "Собор Василия Блаженного"
А.В. Лентулов "Собор Василия Блаженного"
С точки зрения технического прогресса футуристы сильнее всех стремились вверх, к летающим машинам и победному грохоту технологий. Однако непосредственно космоса в этом направлении неожиданно мало - наиболее яркими можно назвать картины Гончаровой "Пустота" и "Пространство".
Н.С. Гончарова "Пустота"
Н.С. Гончарова "Пустота"
Н.С. Гончарова "Пространство"
Н.С. Гончарова "Пространство"
Иронично, но футуризм оказался не самым долгоживущим движением. Вероятно, это связано с слишком уж агрессивными идеями, воспеванием разрушения и войн и так далее. Это направление начало затухать как только грянула настоящая, а не художественная война - первая мировая, и, по мнению искусствоведов, окончательно отмерло уже к 1916 году. Конечно, некоторые живописные футуристические приёмы продолжали использовать, а может используют и сейчас. К тому же во второй половине века развитие получило новое направление, под условным названием "соцфутуризм", но это уже совсем другой разговор.
И несмотря на всё это, можно заметить, что некоторых футуристов захватывали те же идеи, что и их коллег-космистов. Например ниже располагается картина Гончаровой "Пустота", картина члена "Амаравеллы" Сардана "Мысль - материя - архитектура" и картина Святослава Рериха "Ритм жизни невидимой". На мой взгляд, здесь есть определённая общность. И пусть один художник воспринимает эти космическо-пространственные мотивы как великую пустоту, второй как архитектуру мироздания, а третий как саму жизнь - они по сути говорят об одном и том же.
Н.С. Гончарова "Пустота"
Н.С. Гончарова "Пустота"
А.П. Сардан "Мысль - материя - архитектура"
А.П. Сардан "Мысль - материя - архитектура"
С.Н. Рерих "Ритм жизни невидимой"
С.Н. Рерих "Ритм жизни невидимой"
И, наконец, третье направление, завершающее наш разговор - супрематизм. Разумеется, сам супрематизм прежде всего связывают с его "отцом-основателем" - Казимиром Малевичем. Какое самое известное произведение Малевича вы знаете? ("Чёрный квадрат"). Да, "Чёрный квадрат" - на самом деле явление удивительное. Это несомненно одно из самых известных художественных произведений 20 века, слышали о нём абсолютно все. Когда я набрала этот запрос в гугле - на меня посыпалось невероятное количество сайтов, на каждом из которых можно было найти свои теории, разной степени правдивости. Я, как искусствовед, могу заявить, что, как правило, первый и самый частый вопрос, который задают мне люди, узнавшие о моей профессии - "Что ты думаешь о квадрате Малевича?". Вторая по популярности фраза - "Да квадрат-то кто угодно может нарисовать!". На мой взгляд, основная проблема "Чёрного квадрата" - он требует объяснений. Не даром Малевич занимался не только самой живописью, но и её теорией - его статьи о супрематизме составляют весьма увесистый том. Это с одной стороны. С другой - "Квадрат", как и любое произведение Малевича, необходимо прочувствовать. Парадоксально, но супрематическая живопись, состоящая из одних цветных геометрических фигур являет собой наиболее прямое графическое изображение ощущений и абстрактных непередаваемых понятий. Но, чтобы проникнутся - нужно знать, куда смотреть. Сейчас мы с вами этим и займёмся, посмотрим на чёрный квадрат. Что вы видите?
К.С. Малевич "Чёрный квадрат"
К.С. Малевич "Чёрный квадрат"
Да, это то, на что обычно не обращают внимания - помимо самого квадрата на холсте есть ещё и белый фон. А теперь вспомним, что картина, как правило, экспонируется на белой стене или, как в нашем случае, на белом слайде. Конечно, со стеной было бы лучше, но имеем что имеем, зато вы сможете при ближайшем удобном случае заглянуть в Третьяковскую галерею или поближе - в Эрмитаж.
Так вот, всмотритесь в это белое пространство, плавно переходящее с холста в окружающий мир. Представьте, что вы отдаляетесь всё дальше и дальше, белое пространство расширяется, а квадрат постепенно уменьшается до тех пор, пока не превратится в маленькую черную точку, а вы останетесь в безграничной белой пустоте. Это и есть космос по-Малевичу. И "Чёрный квадрат" своего рода графическое воплощение бесконечности в обёртке супрематизма.
Я не призываю списывать со счетов все остальные возможные значения этой загадочной картины, в конце концов зритель - соавтор искусство, и ему решать, какие смыслы в нём видеть. Но всё же живописное изображение безграничной вселенной - на мой взгляд наиболее значимое достижение, как вы считаете?
Впрочем, одним квадратом тяга Малевича к космическим пространствам не ограничилась. Художник сам называл свой супрематизм "моделью космоса", и эта тема долгое время оставалась одной из ключевых в его творчестве. Парящие в пространстве фигуры на полотнах Малевича действительно напоминают то ли скопления астероидных осколков, то ли невероятные космические корабли. Впрочем, в своих супрематических полотнах художник максимально отстранялся от предметной живописи, так что его супремы - это ощущение космических объектов, а не они сами.
К.С. Малевич "Супремус №50"
К.С. Малевич "Супремус №50"
Чуть более конкретно разработал эту тему один из любимых учеников Малевича - Илья Чашник. Его самая известная работа - "Красный круг на чёрной поверхности" по сути своей абсолютно супрематична, однако навевает конкретные предметные ассоциации. И вот мы уже видим бескрайнюю пустоту космоса, неизвестную планету кричащего красного цвета и приближающуюся к ней хрупкую космическую станцию. Эту работу до сих пор нередко помещают на обложки какой-нибудь научной фантастики. Впрочем, далеко не только в ней у Чашкина можно найти космические глубины - это был излюбленный его мотив.
И.Г. Чашкин "Красный круг на чёрной поверхности"
И.Г. Чашкин "Красный круг на чёрной поверхности"
Таким образом, сюрреалисты пошли, пожалуй, дальше всех, не пытаясь передать всю глубину и бесконечность космоса через изображения предметных композиций, а ставя зрителя перед самой бескрайней пустотой.
На этом конечно же художественные поиски и метания не закончились, и тема космоса ещё не раз возникнет в живописи в разных видах, но мы с вами сегодня остановимся здесь.
Ксения Подлипенцева, 3 курс ФТИИ

Анонс следующего выпуска

Следующий выпуск выйдет в ноябре