Витрина
Журналов

Синяя пчела №5

Комментарии
8

Разговор с художницей Марией Ивановой-Очерет

Часть первая

Как вы считаете, зачем художнику нужно выставляться?
Для художника выставляться – это самое главное, для его продвижения карьеры, для чего бы то ни было, что не связано чисто с процессом созидания. На самом деле, выставочная деятельность – главный инструмент его узнаваемости, не смотря на то, что так развиты сейчас соц. сети, не смотря на то, что есть интернет, тем не менее, если он не светится, не делает себе постоянно выставок, всё равно максимальное число узнаваемости его проходит через его экспозиции. Поэтому совершенно необходимо оф-лайн делать периодически выставки. Другое дело, что у художников, я бы сказала у всех, есть такая проблема: картина пишется некоторое время, а до того, как ее написать, ее нужно задумать, потом организовать работу над ней, этот замысел надо еще выносить какое-то время, потом это надо сделать, потом оформить, сделать некоторое фотографирование ее, надо показать каким-то искусствоведам, написать про нее какой-то текст, сопроводить ее чем-то, только тогда она должна быть в принципе выставлена. Это довольно долгий путь, и художник делать его часто и много не может, а поскольку он не может делать его много и часто, у него всегда проблема, выставляться или работать дальше. И для всех художников выставочная деятельность и деятельность чисто художественная созидательная – идут в некоторой конфронтации. То есть в какой-то момент, когда накоплено и хочется это выставить, тогда - катарсис, тогда есть работы, которые хочется показать и надо найти место, все подготовить. Но все равно это другая активность нежели интеллектуально-творческая-созидательная. И, значит, после того, как он сделал эту экспозицию выставочную, у него всегда бывает некоторый упадок или наоборот он продолжает некий тур по другим точкам, по другим местам каким-то, локациям и выставочным залам. Но в этом смысле есть некоторое противоречие между выставочной деятельностью и художественной деятельностью. Тем не менее, если художник хочет, чтобы его знали и видели, понимали, узнавали, то не будет делать себе в стол ни рисунки, ни тем более холсты, ни скульптуры. То есть если человек работает на себя, то потом он хочет, чтобы это увидели и что-то сказали ему: да/нет, нравится/не нравится, просто реакция была бы. Поэтому выставка – это очень важно для художника.
Многие люди отдают дань живописи, но приходя в галереи им ставится скучно. Скажите, что мотивирует людей приходить в галереи?
Тут может быть можно уточнить, то есть о ком идет речь?
Речь о том, кто все-таки приходит в галереи? Кто приходит созерцать, смотреть?
Опять же, где находится галерея (смеется). Бывает, что в галерею просто заходит человек, видя, что тут что-то. Так бывает, если мы сейчас говорим о галерейном пространстве, или так сложилось случайно, или человек узнает о выставке, узнает через соц. сети или какую-то рекламную кампанию, может ему рассылку делают на почту, он узнает, и цепляет его что-то, какая-то тема, или конкретный автор, что реже, наверное, но это если речь идет об авторах каких-то известных, но их достаточно мало все-таки. То есть искусство - такая сфера все-таки, вот здесь я готова вернуться к первому поставленному вопросу по поводу скучности, изобразительное искусство, – такая тема, с которой надо уметь взаимодействовать. И, может быть поэтому, потому что есть сложность самого взаимодействия с искусством, поэтому это может скуку вызвать. Но человек идет в галерею, чтобы покантачить. А когда он начинает контачить, бывает облом, он ожидал чего-то большего как-то, но оказалось несоответствие ожиданий.
А какая ваша роль в процессе погружения в искусство приходящего человека?
Речь идет о моей выставке?
О вашей и о вашей работе вообще в целом
Я бы немножко дифференцировала. По совместительству со своей художественной деятельностью, я веду еще деятельность организатора, может быть не совсем организатора буквально, но идеолога, организатора большого процесса, не буквально каждого мероприятия. И есть моя деятельность, где я как художник организовываю свою деятельность. То есть, если я для кого-то организую выставку, то это я организую немножко более в широком смысле. Если речь идет о моей выставке как о художнике, который организует свою экспозицию, то это немножко другая деятельность. Они разняться. Какой вопрос ко мне, как к организатору своей собственной выставки?
Я думаю, что тут как раз имеет значение, то что вы в двух направлениях включаетесь в процесс. В таком случае, лично вам какой более важен, когда вы позволяете людям приходить в галерею, то есть оформляете пространство (вовлекаете в пространство) или та линия, когда вы как живописец даете материал людям. Какая вам сейчас на данный момент интереснее, важнее?
Ну конечно я всегда художник, я в первую очередь художник в любом случае. И важнее мне всегда думать об искусстве своем, о том, как я его вижу, и заниматься этим. Но есть такое понятие, я считаю для себя, я его выработала довольно давно, много лет назад, я скажу об этом немножко пафосно, «налог на таланты». Если у тебя есть нечто, какие-то способности, таланты, - есть необходимость ими как-то делиться. Например, я занимаюсь педагогической деятельностью, я преподаю много-много лет. У меня есть ученики, которые учились у меня будучи еще маленькими, потом подросли, стали побольше, чем я значительно, поступили в институты, и кое-кто его окончил. Что такое моя педагогическая деятельность? - это некий налог.
Скажем, они меня поддерживают, как учителя, как педагога, а я поддерживаю их, делюсь с ними возможностями, показываю им методы какие-то интересные, помогаю им быть смелыми в этом вопросе, и показываю им кратчайший путь, как я считаю, например. То есть, я каким-то вещами своими делюсь, потому что я педагог. И то же самое я могу сказать о своей галерейной деятельности. Я занимаюсь этим на общественных началах, это не моя коммерция, наоборот, скорее это инвестиция. Для всех это проект как бы инвестиционный, поскольку искусство - это не горячие пирожки, - оно не отбивается так сразу. И если ты устраиваешь выставку, то рассчитывать на то, что она прямо вся тебе окупиться - это немножко наивно. Скажем так, это инвестиция в собственный пиар, в нечто такое. Но бывают и продажи после выставки и во время выставки. Но буквально рассчитывать, что твои вложения окупятся, причем мгновенно, как, может быть, некоторые полагают, если они делают выставку и оплачивают ее, то они получают сразу же, что она должна окупиться им, то это немножко не так, не совсем реалистично. Тем не менее, я делаю что-то для других художников, я помогаю наладить этот процесс, организовать что-то, организовать общую работу. Поскольку я сама художница, то я человек скорей не системный, и у меня есть немножечко преобладающий либерализм в отношении к коллегам. Мне кажется, что у меня творческий беспорядок в этом тоже немножко царит, но я хочу сказать, что другие художники еще в меньшей степени готовы взять что-то под жесткое руководство и тем более тратить свои собственные время, энергию, силы и средства на какие-то общественные проекты. Поэтому, я отношусь к своей галерейной деятельности как к некоему налогу что ли, на какой-то опыт или на свою ну может быть успешность.
Вы произнесли интересное словосочетание «налог на талант». А что считается минимальным условием таланта?
Талант - такой широкий вопрос. Все-таки надо говорить о проявлении таланта в конкретной деятельности, как человек проявлен в ней. То есть для этого должны быть первое: деятельность, - второе: ее результат. И по результату этой деятельности можно судить, существует талант или нет, скорее всего, если говорить о философском отношении к слову талант. Я считаю, что господь наделил всех талантами достаточно щедро, люди более-менее все одинаково наделены, если говорить по большому счету, какими бы ни было талантами. Другое дело, что один этот талант в детстве прочуял, родители поддержали его, скажем так, он его услышал, развила и не предал в каком-то возрасте, и он у него во что-то стоящее, дельное проявился, так что его еще и другие услышали. Другой к талантам относится в силу, скажем, кармическую какую-то совсем иначе и, соответственно, никаких результатов нету. Может он тоже мастерски мог бы что-то делать, если бы он потратил кучу времени, сил, денег, терпения ну и так далее, то он бы тоже был «ах» в какой-то области определенной. Для того, чтобы говорить о таланте, надо во-первых, иметь деятельность, во-вторых, некий ее результат (необязательно он в рублях или не обязательно в метрах, километрах, в битах или как там, но результат какой-то должен быть в любом виде и об этом результате тогда можно разговаривать).
Как перейти от простого создания произведения к талантливому созданию произведения?
А перейти кому? Кто будет идти?
Тот человек – предполагаемый носитель таланта, раз мы все наделены, по-вашему, талантом.
Он (человек) изначально уже стремится к талантливому созданию, другое дело, что по началу у него может получаться банально. Каждый человек, я считаю, если он что-то делает, стремиться изначально быть талантливым. Но это должно быть некое количество - в качество. Тут надо смотреть, что-то с чем-то все равно сравнивать, рефлексировать как-то, набивать руку или что-то такое, повышать свой уровень. Но всё зависит опять же от максимальной задачи, которую ставит себе художник (или не художник), какая у него задача по итогу, что он хочет, что для него круто. Степень и мера крутизны может быть осмысленна художником только самим в данном случае, ну с помощью кого-то другого, но он сам должен осмыслить, что для него хорошо, и к чему он стремиться. И на каком-то этапе он вполне себе достигает, если ставит перед собой некие задачи, он достигает. Бывают очень сложные ситуации, творческие кризисы. Я могу этот вопрос на примере Башлачева потом, если надо.
Таня Просто (t_prosto)

Анонс следующего выпуска

Следующий выпуск выйдет в ноябре