Витрина
Журналов

Синяя пчела №4

Комментарии
0

категория журнала | Культура

Преодоление

На этих выходных, 10 марта, состоялось закрытие выставки «Преодоление» в ЦВЗ «Манеж», где были представлены работы российских и японских художников. Главной особенностью проекта было то, что все произведения созданы молодыми студентами. Выставка входит в крупную программу культурного обмена между этими двумя странами, где инициатором выступила компания «Такеда», чья деятельность направлена на привлечение внимания общества к вопросу паллиативной помощи и новых технологий в медицине.
Темой выставки стало преодоление, которое проходит лейтмотивом через все работы на каждом из двух этажей выставочного зала. Художники обращались как к проблемам общества, больших городов, стереотипного мышления, так и к личным неурядицам и интимным сопереживаниям. Зрителя сразу же при входе встречают масштабные буквы «ПРЕОДОЛЕНИЕ» - парафраз к дипломной работе Кэйко Ватанабэ, которая изучала «безгвоздевое» соединение деревянных конструкций. Эти буквы как бы мешают посетителю напрямую пройти в главные залы, заставляя его преодолевать эту работу.
«ПРЕОДОЛЕНИЕ»
По замыслу организаторов, многие произведения выставки экспонируются на студийных мольбертах, практически не используются рамы, что воссоздает в залах атмосферу реальных учебных мастерских.
Выставка разделена на 2 этажа, первый отдан японским авторам от университетов Мусашино и Тама, а второй – российской Академии Художеств. Объединяющим элементом является серия работ японской художницы Кэйто Ямагути «Анимизм», в которой художница изобразила как ками, синтоистское понимание души, проявляется в повседневных вещах. Ямагути – коренная японка, в 2012 году, после окончания университета Тохоку в Сендай, переехала в Россию и начала обучение в Академии Художеств, потому ее произведения и являются связующим звеном между двумя культурами.
Кэйто Ямагути, серия «Анимизм»
Первый этаж разделен на центральный зал и две боковые галереи: в центре располагаются инсталляции, графика, видео-арт и каллиграфия, в галереях выставлена живопись. Многие инсталляции художников рассказывают о преодолении традиционных систем, ограничивающих человека и об открытии этих границ, но существует и осторожность – авторы стараются не уничтожать, а сохранять аутентичность, не переступать через нее.
Так экспозиция открывается произведениями о каллиграфии, в которых это древнее искусство перевоплощается, воскрешается в современности. Исследуются ее исторические и национальные корни, особенности письменности, эстетики. Многие предметы рассказывают зрителю о преодолении барьера между Востоком и Западом, который долгие годы создавал отчужденность в понимании жизни и мировосприятия двух культур.
Выставка "Преодоление", фото: Ксения Подлипенцева
Авторы исследуют русский авангард и Баухаус, стараясь понять их гармонию и композиционные решения, переносят героев традиционной гравюры укиё-э в современность, а также активно используют западные художественные приемы.
Ю Джиа И, "Если бы люди Укиёэ путешествовали в современное общество"
Особенностью экспозиции Японии является наличие большого числа книг в роли экспонатов. Благодаря волонтерам, участвующим в работе «Манежа», посетители могли ознакомиться с примерами каллиграфии, книжной графики, нотной грамоты и различными историями, которые попытались рассказать художники.
Отличительной чертой стало экспонирование видео-арта, контрастного по отношению к более традиционным формам изобразительного искусства. В фильмах исследуется природа, человеческие взаимоотношения и городское пространство. Все это раскрывается через восточное мировоззрение, особое понимание вещей и философию.
Тихиро Гото, "Письмо"
Живопись посвящает зрителя в мир восприятия жителя Японии. Художники старались раскрыть свои личные истории и переживания, показать проблемы современного общества. Очевидно разновидность творческого метода работ, восприятия каждого из авторов.
Перемещаясь на второй этаж, зритель попадает совершенно в другой мир, более знакомый ему, но не менее сложный.
Выставка "Преодоление", фото: Ксения Подлипенцева
Открывают экспозицию выпускники Академии, участники архитектурной биеннале в Венеции 2016 года – бюст ATAVUS скульптора Владимира Бродарского и «аналитические» рисунки павильонов ВДНХ Алексея Резвого. За ними, продолжая идею освоения и анализа городского пространства, находятся инсталляции Егора Щаблыкина «Воздействие», в которых героем произведения становится вагон метро и следы людей в урбанистической среде.
Егор Щаблыкин, «Воздействие»
Окружают эти работы две группы работ, выставленные с учетом близости проблематики. Справа – исследование красоты в триптихе «Парикмахерская» Александры Кокачевой и две картины «Маска» Дарьи Вологдиной и «Манекены» Марии Николаевой. Слева связующей темой является жестокость и ужас. Холсты Аллы Рой с изображениями динозавров и собачьи бои Анисии Тепляковой.
Выставка "Преодоление", фото: Ксения Подлипенцева
Тема человека и тела раскрывается в инсталляции Арсения Нефедова и в композициях Ольги Моисеевой «Гимнастика» и полиптихе Егора Лаптарёва «Трансформация». Завершается изучение тела работой Никиты Кульнева «После Тренировки», где автор с помощью минимальных средств – линий, фактур и случайных пятен, эстетизирует естественное тело человека и противопоставляет его идеализации.
В центре зала находится скульптурная группа четырех пловцов, каждый из которых был исполнен отдельным ваятелем. Здесь демонстрируется разнообразие художественных практик и самовыражение студентов.
Перед ней – две картины Владислава Золотоверхого «Ленин» и «Памятник», посвященные преодолению трагичного прошлого страны.
Владислав Золотоверхий, "Ленин"
Замыкают выставку работы двух молодых преподавателей Академии – Александр Тыщенко «21:00», изображающая пост-советскую действительность и обывательщину, и Сергей Данчев с мрачной и мистической работой «Кресты», которая поведает зрителю о судьбе уже опустевшего здания городской тюрьмы.
Выставка "Преодоление", фото: Ксения Подлипенцева
Выставка стала точкой соприкосновения двух культур, активное взаимодействие которых – лишь вопрос времени. Этот проект объединил творчество молодых художников-студентов из России и Японии, продемонстрировал российскому зрителю по-настоящему современное искусство и то, как сейчас меняется культура и отношение к жизни не только зарубежом, но и в стенах Академии Художеств.
Павел Родионов, 3 курс ФТИИ

Анонс следующего выпуска

Следующий выпуск выйдет в ноябре