Витрина
Журналов

Преподавание литературы №1

Комментарии
0

категория журнала | Литература

Преподавание литературы №1

Эффективная методика преподавания литературы

Бренд: Преподавание литературы

Автор: artem

Дата издания: 22.04.2018


«Какой смысл вкладываем мы в понятие «Направленность текста на воображаемого адресата» (триада «внимание-соучастие-открытие)?» Артем Бессарабов
                                        Содержание:
 1 Теория высказывания М.М. Бахтина  с.3-4
2  Как читатель должен читать текст по мнению автора с.4-5
3 Об особенностях литературного восприятия                  внимательного  читателя  с.5-7
4 На чем основано внимание читателя при чтении с.7-8
5 Взаимодействие автора и читателя при восприятии текста с.8-10
6 Список использованной литературы с.10
  1 Теория высказывания М.М. Бахтина.
В начале ХХ века М.М. Бахтин разработал литературоведческую теорию высказывания. Основную ставку в своем исследовании он делал на оценку направленности литературного текста какого-либо произведения на предполагаемого читателя.
 Естественно, что когда автор создает литературное произведение, у него могут часто возникать глубокие размышления о том, насколько положительно или отрицательно и на каком уровне тот или иной читатель сможет оценить его произведение. Нет автора без читателя, как нет и читателя без автора.
 Внимательный, глубоко мыслящий читатель чаще всего с интересом читает как художественные произведения, так и научные труды. Всю серьезную литературу объединяет одно: эффективное восприятие информации, содержащейся в тексте, возможно только тогда, когда читатель внимательно и осмысленно читает каждое предложение, не упуская каких-либо незначительных, на первый взгляд деталей и оттенков творческой или  академической позиции автора; умеет скомпоновать представленные факты, события, явления в единую картину творческих замыслов автора. В результате этого процесса читатель сможет понять сложноорганизованную диалектическую связь явлений, фактов, обстоятельств (в научной литературе) или взаимосвязи героев и развитие сюжетных линий (в художественных текстах)
 Внимательное чтение способствует формированию положительного восприятия текста конкретным читателем, что во многих случаях помогает понять позицию автора, здесь  между автором и читателем возникает проникновенный диалог.
 Невнимательное, торопливое чтение серьезной литературы приводит к тому, что читатель не может осознать художественный  замысел произведения, уловить авторскую позицию, понять речевой стиль автора, изложенный на бумаге, в результате читатель  просто теряет время, читает, чтобы просто занять свободные минуты, а не для получения эстетического наслаждения или практической пользы. Автор не может приветствовать появление такого легкомысленного читателя.
 2  Как читатель должен читать текст по мнению автора.
 Особенностью литературного текста является наличие в нем таких категорий, как внимание, соучастие и открытие.
 У каждого автора в глубине души есть некоторая надежда, что большинство его читателей будут внимательными и вдумчивыми, наблюдательными читателями, умеющими найти глубинный смысл в незначительных,  на первый взгляд, деталях и замечаниях.
 В числе задач автора как творца произведения, желание писателя, чтобы читатель «забыл» о возможности поверхностного чтения текста.
Правильное чтение текста предполагает концентрацию внимания читателей на художественной идее произведения, стилистике языка автора и на выявлении авторской позиции писателя как художника слова. Не всегда серьезная художественная литература  изучается читателями  на хорошем филологическом уровне: чаще всего читатели делают акцент  на познании взаимоотношений героев, происходящих событий и развитии изображенных сюжетных  линий. Конечно, такой способ чтения самый простой и удобный - но он не является полноценным методом познания  авторского произведения, поскольку не предусматривает главное – познание художественных особенностей произведения, в т.ч. отличительные признаки литературного языка автора, именно такое литературоведческое чтение позволит понять, чем данное произведение отличается от других созданий писателя или поэта. Читатель, познавший такие особенности произведения, чаще всего будет иметь желание внимательно прочитать и другие произведения автора. В том случае, когда читатель изучает произведение по упрощенной схеме, у него может сложиться субъективное представление о творчестве автора, и если читатель не найдет в этом произведении загадочных, интересных, захватывающих деталей, то у него может исчезнуть благостное желание провести мысленную работу над другим произведением автора, и этот автор будет безвозвратно потерян для такого читателя. Вот почему так важно уметь сконцентрировать внимание на художественных особенностях каждого прочитанного произведения.
   3 Об особенностях литературного восприятия                  внимательного  читателя.
В психологии внимательность характеризуется как устойчивая черта  характера, но не всегда внимательный сам по себе человек может выступать в качестве читателя, обладающего высоким уровнем внимания в познании информации, изложенной в письменной форме. Существующая учебная и научная литература не очень охотно учит внимательному, четко продуманному, глубокомысленному чтению. В большинстве случаев ставка делается на изучении описанных в литературе фактов, событий, явлений, в художественной литературе - в изучении поведения героев и их взаимоотношениях друг с другом.
 Поэтому каждый читатель должен сам осознавать  необходимость самого внимательного изучения читаемого им в данный момент времени конкретного художественного произведения.
 Если произведение автора вызвало пристальный интерес читателя, следующей задачей писателя является создание условий, позволяющих вызвать читательское соучастие, это значительно более сложная задача, чем подвигнуть читателя внимательно прочитывать авторское произведение. Основная сложность состоит не только в знании психологии читателя, но и ее продолжительного изучения. Это возможно только если автор уже написал порядка пяти-шести повестей или романов, вышедших значительным тиражом, и прошло в среднем два-три года с момента выпуска первого значительного произведения автора.
По моему субъективному мнению, отзывы критиков и рецензентов не всегда способны выявить степень соучастия читателей к проблемам и вопросам, затрагиваемым в произведении. Малоэффективными являются и литературные встречи писателя с несколькими читателями в региональных отделениях Союза писателей России.
А вот увеличение тиражей издания, стремительное исчезновение литературных новинок автора из книжных магазинов, а также восторженные отзывы читателей в интернете позволяют понять степень соучастия читателей к проблемам и явлениям, о которых хотел поведать автор широкому кругу читателей.
4 На чем основано внимание читателя при чтении.
  Уровень соучастия читателя формируется,  когда он внимательно изучает развитие сюжетных линий произведения, разнообразие мотивов в произведении и художественные идеи автора.
Соучастие чуткого, проникновенного читателя позволяет ему понять отношение автора к героям произведения, описанным событиям и явлениям.
 Как пишет В.В. Прозоров  «Эффект соучастия предполагают взволнованные авторские раздумья в поэме «Мертвые души». В «Евгении Онегине» подобную функцию выполняют так называемые лирические отступления - признания »
Уровень соучастия читателя позволяет ему по-новому взглянуть на авторскую позицию писателя, дать свободную волю своим чувствам и эмоциональным переживаниям, по-другому осмыслить ранее увиденные события.
Мечта писателя ( а в большей степени - поэта) вызвать высокую степень соучастия читателя к позиции автора-художника, к описанным им драматическим или комическим явлениям действительности, к изображенным поэтом замечательным картинам природы.
Если у внимательного читателя появляется глубоко осознанное соучастие к описанным автором событиям и явлениям, положительным или отрицательным героям, то ему открывается самый высокий поэтический уровень восприятия – открытие.
«Уровень открытия, как он себя обнаруживает в структуре текста, связан с самыми заветными, «невыразимыми» смысловыми глубинами авторского мироотношения. Сфера открытия приобщает адресата к  тайнам бытия, выстраданным автором и запечатленным в тексте и как бы самостоятельно переживаемым при его восприятии»
  Эмоциональное и художественное открытие авторского творения дается только читателю, обладающему особым мировосприятием и душевным расположением, позволяющими ему максимально чувственно проникнуть в глубины авторского текста.
5 Взаимодействие автора и читателя при восприятии текста.
  Читатель может обладать значительными  филологическими  способностями, но если у него отсутствует особое мировосприятие и душевное расположение, у него не получится достичь высокого уровня  восприятия текста, открыть для себя неизведанные тайны  повести  или романа.
 Мировосприятие человека зависит от влияния на него окружающей среды и особенностей характера. На душевное расположение больше всего влияют обстоятельства жизни и деятельности. Формированию возможностей для открытия может способствовать невыразимая словами любовь к чтению и в некоторой степени склад характера, которым можно обозначить любознательного и наблюдательного читателя.
 В науке открытие характеризуется как появление новой информации, неизвестной ранее, пригодной для использования в практической сфере жизни всего общества.
 В литературе открытие не может обозначаться такими строгими категориями, как в линейных науках, здесь необходим совсем другой подход, затрагивающий чувственное мировосприятие автора и его читателя, что позволит им вести непринужденный литературный диалог.
 М.М. Бахтин писал о «включении слушателя (читателя, созерцателя) в систему (структуру) произведения» 
Бахтин посвятил много времени вопросам анализа диалога в авторском тексте. Он рассказывал о всевластии читателя, его естественного права на свободу восприятия поэтического произведения, на независимость  от авторской воли.
  Наиболее часто возникают ситуации, когда в создании произведения: от замысла к воплощению – читатель участвует опосредованно, как адресат творчества. Бахтин писал «Высказывание…строится с учетом возможных ответных  реакций, ради которых оно и создается. Роль других, для которых строится высказывание <…> исключительно велика»
 Теория Бахтина в наибольшей степени выражает литературоведческую оценку существования триады «внимание-соучастие-открытие».
 Использованная литература:
1 В. Прозоров. До востребования. Избранные статьи о литературе и журналистике. Изд-во СГУ, 2010г. с 12-15.
2 В. Прозоров. Власть и свобода журналистики. М.,2005. С.74-78
3. М. Бахтин. Проблема речевых жанров// Эстетика словесного творчества. М.,1986 с. 290
4. М. Бахтин. К методологии гуманитарных наук// Эстетика словесного  творчества. М.,1986 с. 388
5. Учебное пособие. Введение в литературоведение (под ред. Л.В. Чернец)  М.,2010 с.
50, 56, 81, 83, 584
 
  Артем Бессарабов