Витрина
Журналов

Люди христианской веры №3

Комментарии
0

Категория:Литература

Бренд:Люди христианской веры

Название выпуска:3

Автор:ЕХБ

   Все движение евангельских христиан началось как молодежное, и в 1908 г. был создан Союз христианской молодежи. Тут же Проханов основал журнал "Молодой виноградник" как орган этого Союза. В этом же году стал выходить еженедельный листок "Сеятель", цель которого была призывать души ко Христу. Работе с молодежью во всероссийском масштабе будет положен конец в 1921 году, когда в Твери будет арестована вся конференция христианской молодежи. В этом же году кончится едва успевшая начаться работа с женщинами: состоится I съезд сестер в Екатеринославе, но продолжения таких съездов не будет, зато Проханов вскоре будет снова арестован. Проханов был убежден: "Нужно трудиться, пока день!" И он знал, что "день" этот короток, а надо достигнуть многих людей! Для привлечении интеллигенции Проханов использовал особый вид лекции с призывной проповедью, в этом жанре особенно преуспел Владимир Филимонович Марцинковский, облюбовавший для себя Тенишевский зал на Моховой улице, вместительный амфитеатр которого был всегда полон. После революции и до своей высылки в1922 г. Марцинковский читал свои лекции-проповеди на темы: "Евангелие и свобода", "Революция духа", "Вера и творчество", "Смысл красоты", "Можем лимы жить без Христа?" В этом зале выступали и барон Николаи, и сам Проханов. Для достижения крестьян Проханов после революции организовал сельскохозяйственные коммуны. В 1918 г. он разработал порядок устройства и устав первой евангельской общины "Сигор" в Брянской губернии, ставшей образцом для других общин, которых было всего двадцать восемь. На VII Всероссийском съезде в 1920 г. в Москве было принято решение —расширять поле благовестия, послать благовестников к тем народностям России,которых еще не достигла Благая весть: ненцы, коми, киргизы, казахи, калмыки. А в 1925 г. в Петрограде был брошен клич: "Христос — для язычников", то есть для магометан и народов, не слышавших о Христе, проживающих в полярном крае (самоеды, остяки), на Северном Кавказе, в Закавказье. Евангельских христиан-миссионеров Проханов называл "мои молодые орлы". В поле зрения Проханова находились и секты (толстовцы, хлысты), и сама православная церковь, которой он в 1922 г. направил свой "Евангельский клич",чтобы вступить с ней в диалог: не покаются ли православные, не обновятся ли духовно? Баптисты очень осуждали этот, как они называли, флирт Проханова с православием. Но вот мы сейчас, спустя почти 80 лет, стоим перед той же проблемой — необходимостью диалога. До падения царизма ни о каком диалоге не могло быть и речи, но время изменилось, и Проханов хотел содействовать "пробуждению живых элементов в среде русской церкви". У него нашлись союзники в православии, однако его противники оказались сильнее, ссылаясь на политическую опасность такого диалога. Для своих "молодых орлов" Проханов всегда мечтал организовать какие-либо образовательные учреждения. Он не мыслил себе, чтобы благовестник был невежественным, причем речь шла не только о богословском образовании, но и о знакомстве с общей историей, географией, литературой, русским языком. Едва появившись в Петербурге (1905-1907 гг.), он сразу организует шестинедельные курсы в доме княжны Ливен. В 1913 г. он создал двухгодичную библейскую школу и набрал студентов для нее, но началась Первая мировая война. В 1924 г. он организовал однократные девятимесячные курсы в Доме спасения. И вот наконец мечта сбылась: в 1925 г. на Большой и Малой Конюшенной расположились и курсы, и общежитие для студентов, и квартиры преподавателей,и канцелярия Проханова. В аренду было отдано также здание бывшей реформатской церкви после отъезда ее владельцев. (Проханов арендовал для евангельских собраний 28 церквей, кроме них — училища, школы, швейные мастерские по всему Петербургу.) За 4-5 лет эти курсы подготовили 400 проповедников. И кроме этого стали плацдармом для всего нашего современного бурного развития христианского образования в 70-е и особенно 90-е годы. Господь предусмотрел преемственность этого дела: на Библейских курсах Проханова начал преподавать молодой Александр Васильевич Керев, который в1968 г. станет основоположником Заочных библейских курсов, а ныне —Библейского институт в Москве. Пробуждение в России времен революции было огромным, всесторонним и всепроникающим. Надо знать, что на каждой крупной фабрике и каждом заводе были свои евангельские группы, о чем сейчас и мечтать не приходится. Зато наше время имеет колоссальное преимущество: изжиты революционные иллюзии, тот великий обман, когда страну, пробудившуюся для Христа, поманили в противоположную сторону с помощью евангельских же изречений! О братстве людей, о достоинстве человека, о светлом будущем...И еще одно нужно сказать: все упомянутые события проходили на фоне революций, гражданской войны, расчленения России, разрухи, голода, эпидемий.В 1919 г. жена Проханова заболела азиатской холерой и скончалась во Владикавказе, а в Петрограде в это время проходил VI Всероссийский съезд.Петроград находился в кольце фронтов, в Петропавловской крепости расстреливали людей, царил голод, а железные дороги не работали. Но первым вопросом съезда был вопрос о благовестии. Для верующих это был вопрос смысла жизни, важнее, чем исход гражданской войны, важнее хлеба насущного. Проханов мог жестоко страдать от потери жены и от неизвестности относительно своих сыновей, мог голодать, имея в качестве ежедневного питания морковный чай с сухарями, но его никто никогда не видел сломленным, упавшим духом. Когда придет его час, он и умирать будет с верой и улыбкой ободрения для окружавших. Проханов издал восемь нотных сборников гимнов, 1443 песни! Из них 624 сочинены им самим, 413 переведены, остальные принадлежат другим авторам. Все глубокие духовные переживания Проханова — в его гимнах: "Да, я спасен, спасен я от блужданий пытливого и гордого ума...", "Я знаю, в Кого я верю, ничто меня с Христом не разлучит", "Слушайте повесть любви в простоте, слушайте дивный рассказ: Бог нас навеки простил во Христе, Бог нас от гибели спас!" Это его гимны, это наши гимны. 

Марина КАРЕТНИКОВА Опубликовано: №2(27) - 2001

Full