Витрина
Журналов

Люди христианской веры №3

Комментарии
0

категория журнала | Литература

3

Люди христианской веры №3

3

Бренд: Люди христианской веры

Автор: ЕХБ

Дата издания: 19.03.2017

Проханов И.С. - ВЕЛИКИЙ ОРГАНИЗАТОР И МЕЧТАТЕЛЬ

Description

Иван Степанович Проханов 

(1869-1935 гг.) — звезда, радость и гордость евангельских христиан баптистов, председатель Всероссийского совета евангельских христиан, вице-президент Всемирного союза баптистов, духовный писатель и поэт, пламенный проповедник Евангелия. Он родился во Владикавказе, в семье выходцев из молокан, принял крещение по вере в 1887 г.,ему шел тогда восемнадцатый год. 16 лет потребовалось для того, чтобы сформировались его твердые убеждения, которым он не изменит до смерти.

   Ни о ком не написано столько книг, как о Проханове, никто не имел такой широкой известности в нашей стране и за рубежом, при жизни его или беззаветно любили, или страстно ненавидели, споры о нем продолжаются и внаши дни. И они касаются именно его убеждений. Он "встал в проломе" за всю многонациональную Россию, в мечтах его было евангелизировать не соседа, а весь народ, поставив его под целительное воздействие животворящего Слова Божьего, которого народ был лишен всю тысячу лет своего номинального христианства. Он свято верил, что "только Евангелие, свободно возвещаемое и проповедуемое, может творить лучшее, новое на моей Родине". Это убеждение складывалось в течение его учебы в Технологическом институте в противостоянии народовольческим и революционным идеям студентов, и вовремя организации первой христианской коммуны, и в преследованиях, и вовремя пребывания в эмиграции, когда он учился в протестантских учебных заведениях Англии, Германии, Франции, посещая многие различные церкви, и вовремя сопровождения гонимых духоборов из России в Канаду, и во время посещения своего ссыльного отца в гиблом месте — Горгосы, в котором Проханов увидел в миниатюре всю Россию...

  В 35 лет Проханов был готов к осуществлению своей мечты, но и время тоже было готово! Мировоззрение Проханова было религиозно-общественным, в нем были сильно выражены как его религиозные, так и общественные чаяния инадежды: "Россия будет играть такую всемирно значимую роль в судьбах человечества, которая превзойдет роль любой другой страны на земле...Единственные условия: Россия должна принять Христа и Его Евангелие, как основу жизни, и восстановить первоначальное Апостольское христианство".

  Проханов пользовался временем, но и время несло его на своих крыльях! В переломное время люди жаждали слышать о Боге. Мы недооцениваем этот факт, но современник Проханова — Владимир Марцинковский свидетельствует, что на массовых собраниях и диспутах люди больше хотели слушать о Боге, чем о политике, и даже выступления Ленина не пользовались таким успехом, как выступления Проханова, Марцинковского, барона Николаи и других ярких личностей и людей Божьих. Даже простой крестьянин с Библией в руках мог повергнуть в молчание атеистов при горячей поддержке зала...

   Для осуществления своей мечты Проханову нужен был "рычаг" — союз, с помощью которого он сможет организовать массовое издательское дело, христианское образование, социальный труд, миссионерскую деятельность, работу с молодежью и женщинами в церквах, работу с национальными меньшинствами и многочисленными сектантами, поднять уровень духовной жизни в церквах — и все это пронизать высоким христианским оптимизмом веры, выраженной в тысяче его дивных гимнов. В 1903 г. он собрал 6-7 человек христианской молодежи. В 1905 г. это было уже Объединение христианской молодежи. В 1908 г. — первый съезд представителей юношеских кружков по всей стране, насчитывавший 20 человек. В 1909 г. в Петербурге созданы церкви евангельских христиан и открылся их первый Всероссийский съезд. Цифры никогда не смущали Проханова. Также не смущали названия — Всероссийский. Все десять съездов будут именно Всероссийскими, и на последнем, X съезде, будет 500 делегатов! А всего численность евангельских христиан в России к 1928 г., по заявлению Проханова,достигнет 10 млн человек. Правда, считать количество верующих Проханов будет по-европейски: вместе с детьми и членами семей верующих, что имеет свою логику: "Ты и дом твой..."

   Проханов всегда очень спешил пользоваться временем, зная, что "дни лукавы". Он стремился обеспечить евангельское движение юридическими правами. Через четыре дня после октябрьского манифеста 1905 г. о религиозных свободах Проханов совместно с Павловым, Одинцовым основал христианскую политическую партию "Союз свободы, истины и мира". Нам неизвестны какие-то особые дела этой партии, но важна общественная тенденция в деятельности Проханова. В 1913 г. он направит в правительство "Записку о правовомположении евангельских христиан и баптистов", издаст ценный справочник"Закон и вера" для помощи верующим. В феврале 1917 г., когда пало самодержавие и была повсеместная эйфория, он образует новую Христианско-демократическую партию Воскресения с лозунгом: "Сила и справедливость, новыше всего любовь". Проханов призывает к отделению церкви от государства и равенству всех деноминаций. Однако IV Всероссийский съезд евангельских христиан не поддержал эту идею: "Нежелательно, чтобы община была увлечена политикой". Тем не менее Проханов успел принять участие в выборах в Думу, чтобы познакомить людей со своей программой. И его группа получила больше голосов, чем социал-демократы с Плехановым! 

  Одновременно с этим Проханов проводил массовые уличные евангелизации с пением гимнов, остановками для проповеди."Моя мысль заключалась в том, что политическая революция касается государства. Но необходимо для каждого человека пройти через духовную революцию, отвергнуть грех и отдать первое место в сердце своем Богу", —говорил он. Здания цирка, Михайловского манежа, где проходили его выступления, были переполнены. Деятельность Проханова была исключительно целенаправленной, она была пронизана словами Христа: "Я есть воскресенье и жизнь". Проханов стремился внести во все круги российского общества эту радость, желая всех соединить вокруг Христа. Уже в 1906 г. он создал Евангельский союз (не путать с Союзом евангельских христиан 1909 г.) по примеру европейского Альянса, имевшего своей задачей — объединить в городе самые различные христианские течения. Прежде всего он хотел объединить самих христиан, все христианские круги в России. Именно в поддержку этому союзу он начал в том же году издавать журнал "Христианин", предназначенный для всех ищущих истину и любящих Господа. Девизом журнала были слова Евангелия "мы проповедуем Христа распятого" и блаженного Августина: "В главном — единство. Во второстепенном — свобода, аво всем — любовь". Такие же задачи стояли и перед союзом, но он не состоялся, а журнал, созданный ради него, стал самым любимым христианским журналом для "всех, ищущих истину и любящих Господа". Удивительно, журнал был предназначен отвечать внутренним, духовным запросам верующих, и он стал таковым. Бесплатным приложением к нему был "Братский листок", имеющий информативное значение.

Full Image

Продолжение на следующей странице