Витрина
Журналов

Лиски-Град №2

Комментарии
2

категория журнала | Жизнь

Лиски-Град №2

Об актрисе Лискинского народного театра

Бренд: Лиски-Град

Автор: Елена Куликова

Дата издания: 05.08.2018

В декабре 2016 года исполнилось 100 лет(!!!) Лискинскому музыкальному народному театру комедии. Такие юбилеи не часто отмечают  даже в крупных городах,  а что уж  говорить о провинции!  Тем ярче и полновеснее стала история нашего райцентра, когда в его летопись  была вписана страница, рассказывающая о таком уникальном явлении, как народный театр, в котором уже целый век играют не профессионалы, а любители. Играют люди разные, чаще всего не связанные с творчеством, без малейших притязаний на  вознаграждение, играют самозабвенно, потому что  всей душой влюблены в этот вид  искусства.
     Одна из них -  Ирина Горбатенко, без преувеличения можно сказать,  «старейшая» его актриса. На сцену для встречи со своими зрителями она выходит уже два десятка лет.
      В истинность слов английского драматурга У. Шекспира «Весь мир – театр, в нем женщины – мужчины – все актеры…» Ирина поверила еще подростком, когда начала заниматься в самодеятельном театре школьников  в Грозном, где родилась и выросла. Ее отец – оператор по добыче  нефтепродуктов, а мама – учитель физики и математики (оба – участники войны) увлечение дочери сценой не воспринимали всерьез, считая, что нужна профессия, которая обеспечит ей «кусок хлеба» на всю оставшуюся жизнь. Поэтому после школы Ирина подала документы на филфак  университета. Но Его Величество Случай (который, надо сказать сразу, еще не раз вмешивался в планы героини) подвиг девушку на поступок, который изменил ее судьбу.
     - Мама уехала к бабушке в Балашов, - рассказывала Ирина Ивановна при встрече. - А я увидела в газете объявление: «Набираются в русскую национальную студию Чечено-Ингушского Государственного республиканского театра кукол актеры». И все! Вуз отставила «на потом», устроилась в театр. Мечтая о большой карьере, я видела себя рядом с  такими «звездами», как Андрей Миронов и Лариса Голубкина…Поступала в разные театральные школы и студии. Пять лет подряд. Но поняла: мои внешние данные – непреодолимая преграда на пути к мечте, а всю жизнь  сидеть на диетах, вести борьбу за роли, у меня не хватило бы моральных сил.  Я - Водолей – натура творческая, но ранимая.
 Букет сирени.
     Именно за сильные и, одновременно, слабые черты характера полюбил Ирину Ивановну ее  супруг - Александр Иванович. Правда, при первой встрече они  совершенно не понравились друг другу. И все же, спустя десять дней после знакомства приняли решение  стать мужем и женой. Вместе они уже 38 лет. И хотя их совместная жизнь – не ровная поверхность стекла, им есть, что вспомнить хорошего и трогательного.       Например, про подарок, который глава семьи сделал на день рождения своей «половинке»,  когда они  по контракту уехали в Германию. Именины у  Ирины Ивановны в феврале. Немец - хозяин цветочного салона, пообещал выполнить заказ «сумасшедшего» русского, который попросил  привезти ему  букет сирени – любимых цветов его супруги. Обещание выполнил в срок. Из Голландии доставили  куст белоснежной  сирени, такой же белой, как тот снег, что лежал на улицах Дрездена. Друзья, увидев это чудо, просили продать цветы за любые деньги…
       Все это Александр Иванович  позже описал в  песне, которую посвятил  жене, назвав ее «Мой  милый и любимый  Водолей».
       -Люди этого зодиакального знака - независимые,  не любят, когда их ставят в жесткие рамки, зато  – преданные. И это качество я очень ценю в своей  Ирине, - откровенничал Александр Иванович.
       …Через четыре года они вернулись обратно в Грозный, охваченный огнем Чеченской  войны. Люди, десятки лет, считавшиеся добрыми соседями, в одночасье стали  врагами.  Русских мужчин либо убивали, либо забирали в рабство. Свекровь и муж с сыном уехали, а Ирина Ивановна осталась, чтобы продать жилье. Когда словесные угрозы не подействовали на отчаянную женщину, автоматные очереди стали прошивать стены дома.
        - Вот тогда-то я и начала курить, - призналась  она в том, о чем обычно умалчивают женщины. - По две пачки «Примы» в день выкуривала. И с тех же пор боюсь грохота салютов. Они напоминают взрывы снарядов…- И все-таки, она договорилась с одним из тейпов (кланов). Ей заплатили, и она уехала  к родным, которые новым местожительством выбрали  Лиски.
 
 Возвращение  к  мечте  
      Жизнь постепенно  налаживалась. Девятилетний сын Ирины Денис пошел в  местную школу и стал играть в спектаклях у режиссера  Маргариты Повышевой.
     - Она, зная, что я работала в театре в Грозном, пригласила меня заменить Галину Николаевну Калашникову  (ей уже из-за возраста тяжело было играть) в  спектакле «День отдыха», -  вспоминала  Горбатенко. – Так я вернулась к своему любимому увлечению. Роль директора дома отдыха – первая и одна из самых моих любимых. Кстати, по просьбе главы района этот спектакль не так давно был поставлен в опереточном стиле. Всего  месяц потребовался на то, чтобы все актеры начали петь и танцевать…Жаль, что инициатор идеи - глава района Виктор Владимирович Шевцов  - не попал на «презентацию» нового  варианта…
       В «Женитьбе Бальзаминова Горбатенко - сваха,  в «Супружеском обмене» - товарищ Клава. Лирическую комедию «Шесть блюд из одной курицы» зрителям показали рекордное число раз – 34(!). Там Ирине Ивановне досталась роль Розы Михайловны.  «Моя жена – лгунья. Тут актриса перевоплотилась в мисс Петиктон. Когда ставили «Любовь – книга золотая»,  ей уже стукнуло 45-ть, а она  играла 22-х летнюю крепостную актрису  Саньку. «Дивичий переполох в селе Митрофановке» (кстати,  сценарий и постановка Повышевой) познакомил местных театралов с другим персонажем Горбатенко - Мясорубкиной - директоршей столовой. «Кошкин дом» - очередной спектакль – оперетта (роль  Свиньи). «Женщина ищет мужчину» -  (соседка, Роза Марковна).
       Практически все спектакли, сыгранные нашими артистами отличаются от  постановок других любительских коллективов тем, что  на сцене  всегда полнейший минимализм. Нет  громоздких «задников», вычурных декораций и  осветительных приборов. Одна ширма и диван. Все! Лискинцы всегда берут игрой. Да такой, что веришь каждому слову, каждому жесту, укутываясь в магию сценического волшебства. Так всегда: и дома, на родных подмостках, и в Никольском, и на  фестивале «Театральные Дивы».
      - Бывший директор нашего ГДК Юрий Капустин считал, что люди, у которых что-то не ладится в семье, быту или в профессии, ищут «отдушину»  на стороне. Многие из них приходят в театр. Мне и режиссеру Повышевой в этом плане повезло. Наши мужья поддерживают нас  и понимают, - делилась Ирина Ивановна. – А это, поверьте, дорогого стоит.
 
  Талантов ей не занимать…        
       Горбатенко – не только незаурядная актриса, но еще и участница команды КВН,  возрождением которой в Лисках она вместе  со своими  соратниками занялась на волне активизации этого движения. В 2000 году, обратившись за помощью в администрацию, «Веселые и находчивые» (всего 13 человек) получили поддержку и отправились на Сочинский фестиваль. Дальше была Казань, куда Горбатенко поехала вместе с Александром Межевикиным. Получив теоретические знания Школы Международного союза КВН, в которой преподавали редакторы Высшей лиги Михаил Марфин  и  Андрей Чивурин,  оба стали дипломированными КВНщиками.
      …По итогам выступления в августе 2002 года на фестивале «Театральные встречи в Никольском», где лискинцы  - завсегдатаи традиционного праздника - получили приглашение московского искусствоведа Норы Муллер и через год отправились в столицу. Там показали спектакль В.А. Соллогуба «Беда от нежного сердца», да ни где-нибудь, а на элитной сцене Онегинского зала дома-музея Станиславского. Старая театральная богема Москвы искренне восхищаясь тем, что пьеса была выдержана в  рамках классики, хотя  многие театры сегодня завоевывают зрителя «новым, современным прочтением» того, или иного произведения. Это незабываемое событие - «железобетонный» аргумент, говорящий в пользу высокого профессионализма  провинциальных актеров, в том числе – Ирины Ивановны, которая в этой постановке исполнила роль купчихи Дарьи  Семеновны Бояркиной.  
        В большинстве спектаклей партнером у Горбатенко был Юрий Капустин, не единожды сыгравший ее мужей, поклонников и ухажеров. Только он  в свое время  больше остальных стер обуви на театральных подмостках. (Стаж его актерской деятельности  больше  пятидесяти лет).
       - У Юрия Сергеевича была феноменальная память, он с одной читки мог запомнить текст,  слово в слово. И требовал такой же скрупулезности от своих партнеров, - делилась Ирина Ивановна. - А я, бывало, что-то забуду, начинаю импровизировать, выкручиваться, чем он, конечно,  был недоволен…Но, все равно, с ним работалось  легко, комфортно, как, впрочем, и с другими коллегами по цеху – с Женей Крекотневым, Таней Бочаровой, самой Повышевой.
       Говорят: «Если человек талантлив, то он талантлив во всем».  Ирина Ивановна умеет прекрасно декламировать  стихи. На областном  молодежном  конкурсе чтецов-любителей она стала дипломантом второй степени. Как «рыба в воде» чувствует себя  и в роли тамады на свадьбах, или в качестве  ведущей корпоративов.  Без сценария и  специальной подготовки! Сплошная импровизация, а праздник – на высшем уровне. Конечно, для участия в музыкальном шоу «Две Звезды», где Горбатенко выступала в дуэте с  Крекотневым,  пришлось потрудиться, зато они и победили в номинации «За лучший юмористический образ». Кстати, в одну из конкурсных песен  Ирина Ивановна добавила  четверостишье собственного сочинения. Мощно, классно! Этот факт и еще то, что она обладает организаторскими способностями, которые уже три года демонстрирует на посту  председателя  уличного комитета двух городских  улиц, вызвало закономерный вопрос: а не хотела ли она сама заняться режиссурой?
        - Я – ленивая, - неожиданно констатировала Горбатенко.  – В свое время  моя мама вела дневники. Я их часто перечитываю и  даю себе слово, что тоже начну делать  записи, но…недосуг. Так что Галиной Волчек мне не стать!
        
«Театр – часть  моей жизни. Большая и добрая ее часть…»
       Своим кумиром Ирина Ивановна считает  Раневскую - величайшую актрису трагедии и комедии. 
     - Я часто вспоминаю высказывание Фаины Георгиевны, ставшее «крылатым». Когда  один фотограф  попросил ее быть повеселее во время съемок, она ему ответила: «Страшно грустна моя жизнь, а Вы хотите, чтобы я  вставила в  задницу куст  сирени и  делала перед Вами стриптиз». Гениально, правда?!
      С обаятельной смешинкой в глазах, Ирина Ивановна  хороша в амплуа комической героини.  Но неуемный, энергичный характер, говорит и о другой стороне ее натуры: ей подвластна стезя драматическая, ей не чуждо амплуа актрисы-исповедницы, тяготеющей к предельному душевному самообнажению на сцене, выплескивающей в роли собственные мысли, чувства, переживания. Она легко может создать образы своих героев по законам переживания и перевоплощения, так как ее  «формой существования» на сцене стало полное внутреннее перерождение, "переливание" себя в тот персонаж, который появляется на  подмостках,  когда она оказывается перед зрительным залом…                   
      - Я очень эмоциональная, впечатлительная. Любой конфликт, или какую-то радость, маленькую  победу в чем-то,  я проживаю  снова и снова. Все анализирую, прокручиваю в голове и в сердце. А если говорить про роли…О-о-о!!!  Я их не играю, и ими живу, я в них  растворяюсь, - подтверждает собеседница.
       Если кто смотрел спектакль «Госпожа министерша» на фестивале в  Верхнехавском районе четыре года назад с Горбатенко в главной роли, тот наверняка почувствовал, как актриса мощно вжилась в роль, проникалась духом авторского замысла  и направила свою огромную артистическую силу на полное слияние собственного существа с изображаемым лицом  - главной героиней  произведения. Само  оно – очень сложное,  с большим объемом слов, которые нужно запомнить наизусть.
       Выучить 90 листов монолога – слабо? Для  Горбатенко  это, похоже, не предел. При этом, она умеет реально и целостно в первую же минуту встречи с текстом роли угадать, увидеть, узнать, ощутить того человека, в чьем образе должна  выйти на сцену. А  здесь,  как она честно призналась, не сразу поняла  внутренний мир  своей героини. Но  чем больше было репетиций, тем ярче он проявлялся.  И тогда Горбатенко в полной мере стала жить теми обстоятельствами и чувствами, которые предлагала ей роль, достигла настолько полного слияния с образом, что заставила зрителей и жюри  отождествлять его с самой собой, в буквальном смысле слова, становясь той, которую изображала.
      Пожалуй, этот бенефис можно назвать вершиной творчества Ирины Ивановны на сегодняшний день. Как итог блистательного выступления  - диплом лискинцам, как «Лучшему театральному коллективу» и диплом за лучшую женскую роль  - госпоже Горбатенко.
       Маргарита Повышева о ней  сказала: Ирина - актриса  с солидным стажем. Очень способная, характерная.  Дисциплинированная, на репетицию никогда не опаздывает. И это не смотря на то, что у нее - семья,  работа,  домашние хлопоты. Устала - не устала, если надо, до десяти часов  вечера на  сцене оттачивает роль.
    - А есть в ней какая-то изюминка?
    - Я  - стихийное бедствие, - не давая опомниться Маргарите Анатольевне, перебила  героиня. – Я – ураган, человек настроения.  Надо отдать должное нашему режиссеру: за ее терпение, такт, настойчивость, упорство. Без нее ничего бы этого не было.  Она возглавляет театр уже 37 лет и умудряется на протяжении этих долгих лет сохранять основной костяк коллектива. Умеет похвалить, завлечь таким «бальзамом», что  поверишь: ты  - звезда! Не захочешь, а будешь играть!
      Театр – часть  моей жизни. Большая и добрая ее часть…Именно театр держит меня  в Лисках, а то бы  махнула жить в областной центр…
       В Воронеже у Горбатенко живет сын с семьей. Родители гордятся своим единственным отпрыском. И не без основания. Денис закончил два вуза практически одновременно, оба – с красным дипломом, затем - аспирантуру, сейчас работает в  фирме, принадлежащей одному из зарубежных автомобильных концернов.  Его супруга – доктор наук, доцент, преподает в Медакадемии. Не меньшая «любовь всей жизни» четы Горбатенко-старших – их  внучата - Сашенька и Димочка. 
       - Мы с мужем вырастили хорошего человека, доходили за своими престарелыми  родителями,  до конца выполнив  перед ними свой долг, -  размышляла Ирина Ивановна. – В жизни  всякое было. Но, слава Богу, что мне встречались добрые люди,  многие из которых стали настоящими, преданными друзьями. Многие  рвутся к карьере, воруют, годами копят богатства  и думают, что  на «тот свет» с собой заберут… А я в свои 57 занимаюсь любимым делом. Кто этим может похвастать? И все это, как своеобразный итог жизни. Думаю,  достойный…
       
 Ее заветная тропка
       Как  человек искусства,  Ирина Ивановна любит все, что радует глаз.
       - Люблю красивые, раритетные вещи: золотые украшения «брежневской эпохи», посуду – у меня коллекция фарфоровых тарелок из Германии, хрусталь.  А еще – цветы. -Их у нее полно на подоконниках, а на улице, во дворе  собственного дома  -  шикарные клумбы, «альпийские горки».
      Ей  не чуждо ничто человеческое. Она - хорошая хозяйка, хлебосольная, приветливая для гостей, которых за столом всегда угостит хрустящими огурчиками собственного приготовления.
     - Заготовки на зиму – а как же! Я люблю вкусно покушать…, - смеется Горбатенко.-  Люблю шумные кампании, общение с людьми.  Это приносит радость. В такие моменты, как и на сцене, чувствуешь, что делишься частицей своей души, но сам становишься богаче…
      Известная актриса Одри Хепберн говорила: «Жить – значит отдавать. Если прекратишь отдавать, то не для чего будет жить». Воистину, актер всегда счастлив оттого, что сумел на время, когда идет спектакль (фильм), порадовать своих поклонников, вдохнуть в них оптимизм, заразить здоровьем и молодостью.   
      - «Жизнь  это – чудо! А чудо не запретишь. Да здравствует амплитуда: то  падаешь,  то летишь…», - процитировала Горбатенко слова Виктора Бокова, поэта, прозаика и  собирателя фольклора. – Чудо, что  живу в таком  прекрасном городе. Я его очень люблю, скучаю, если  уезжаю. А когда еду обратно, думаю: « Сейчас с электрички выйду – землю целовать буду…»
       Я считаю, что надо радоваться каждому новому дню. А вдруг  «Самый лучший день заходил вчера…?» Бог всем дает одну дорогу, а тропки на ней мы уже выбираем сами. Я, к примеру,  не могу быть равнодушной к судьбе даже совершенно постороннего человека. Вот  года три назад ехали в Анапу. Одна пассажирка начала предъявлять претензии проводнице: «У вас в вагоне грязно. Я на вас жалобу напишу». А я ей сказала: «Вам трудно убрать со столика? Накатаете бумагу, женщину уволят, а сейчас не  просто работу найти. Не нравится – покупайте себе «Боинг» и летите на нем… Не поверите, я за эту железнодорожницу заступаться ходила к начальнику поезда. Это – моя тропка…Возможно, на нее меня вывел театр, ведь он учит думать, слушать, понимать и размышлять.
      Поэтому ценители  такой штучной вещи, как  театр,  живут в постоянном ожидании. В данном случае – в ожидании знаменательных дат в  жизни  Лискинского театра и, конечно же, новой встречи с теми, кому покровительствует Мельпомена.
  
                                                                                                                        Елена КУЛИКОВА

Анонс следующего выпуска

Высоты духа