Витрина
Журналов

Культ.Театр №1

Комментарии
3

Категория:Культура

Бренд:Культ.Театр

Название выпуска:Ромео Кастеллуччи

Автор:Чайна Коржова

ШОКОВАЯ ТЕРАПИЯ. МЕТОДЫ

Full


ЖИВОПИСНЫЙ

Художник по образованию, Кастеллуччи назвал свою театральную компанию «Обществом Рафаэля Санти» в честь мастера итальянского Ренессанса. Связь с изобразительным искусством проявляется в его спектаклях двумя путями. С одной стороны, театр Кастеллуччи — это торжество визуальных образов: чтобы в этом убедиться, достаточно набрать «Socìetas Raffaello Sanzio»в поиске изображений Google. Режиссер может себе позволить дорогие театральные эффекты — такие, например, как фантастические цветы,возникающие в воображении ребенка, героя «Чистилища» (на фото), или миллионы черных перьев, поднятые в воздух мощными вентиляторами в спектакле «Ресторан „Времена года“». 

И то, и другое зритель видит через полупрозрачный экран: один из любимых приемов Кастеллуччи напоминает о его первой профессии — ведь в такие моменты трехмерный спектакль уподобляется плоской картине. С другой стороны,в «Обществе Рафаэля Санти» живопись играет ту же роль, что и пьеса в обычном драматическом театре: часто наряду с литературой Кастеллуччи интерпретирует картины, фрески и архитектурные памятники,вступая в полемику с художником и его эпохой. Так, идеал Возрождения — человек — в спектаклях, отсылающих к живописи Ренессанса, изображен уязвимым, жалким и к тому же нередко жестоким. Можно сказать, что сквозной сюжет спектаклей Кастеллуччи — это история культуры с уклоном в изобразительное искусство.


СЮЖЕТНЫЙ

Религия занимает не последнее место в постановках. «Тангейзер» Тимофея Кулябина показался бы новосибирскому митрополиту образцом веротерпимости, если бы он увидел спектакль Кастеллуччи «Проект J. О концепции Лика Сына Божьего». Но, как и наш соотечественник, итальянский режиссер вовсе не собирался оскорблять христиан — хотя католики Парижа и Вильнюса протестовали против показов этой постановки (в 2011 году спектакль побывал на Чеховском фестивале в Москве, но никаких православных активистов возле театра замечено не было — эх,золотое время!). «Проект J» — это парафраз евангельской истории, в котором отправной точкой становится картина художника раннего Возрождения Антонеллы да Мессины «Христос благословляющий». На фоне колоссальной репродукции разыгрывается совершенно бытовой сюжет, участники которого, тем не менее,уподобляются героям Священного Писания: взрослый сын моет пожилого, страдающего диареей отца. Эта мучительная натуралистическая сцена — отсылка к евангельскому эпизоду, в котором Иисус мыл ноги ученикам, тем самым указывая на свое призвание: очистить дряхлое и немощное человечество от греха. Кульминацией этого служения, как известно, становится его смерть на кресте — собственно, то,как решал ее Кастеллуччи, и вызывало протесты в католических странах: по репродукции Антонеллы да Мессины текла бурая жижа, которую сын минутой раньше заботливо смывал с отца. Картина съеживалась и опадала, как огромный лист промокательной бумаги, но на ее месте оставалось точно такое же изображение,создаваемое проектором — намек на будущее воскресение Христа.


Full