Витрина
Журналов

Книжный червь №25

Комментарии
0

Сергей Довлатов

AltText

На мой вкус, творчество Сергея Донатовича Довлатова бесспорно гениально. Он настоящий мастер "малого" жанра – рассказов. На днях я прочитала в очередной раз его сборник "Соло на ундервуде". И знаете, удивительное дело – сколько бы раз я его не читала, каждый раз невероятно смешно. Я бы даже назвала его работы не рассказами, а набросками (настолько они миниатюрны, есть даже в одно предложение). Но при этом у всех есть смысл, и всегда любопытно, чем они закончатся.

Это, по сути, собрание забавных и грустных фраз, различных ситуаций, описание колоритных образов и персонажей,с которыми самому Сергею Донатовичу приходилось в свое время встречаться.


Каждое миниатюрное произведение меткое, четкое, емкое, ироничное, сатиричное, глубокое… Список эпитетов в таком роде можно продолжать бесконечно. Лично для меня, это высший пилотаж, ведь уложить мысль в несколько слов, а не в "гигантскую простыню", да еще и сделать это максимально точно и правдиво невероятно сложно. Такого уровня в нашей, да и зарубежной литературе добивались немногие.

Героями зарисовок Довлатова были те люди, с которыми он дружил или просто знал – Бродский, Рейн.Ахматова, Евтушенко, Хармс, Шостакович, Битов… 

Есть в сборнике просто забавные детали, например: "Соседский мальчик:     
- Из овощей я больше всего люблю пельмени...".

Есть и предложения "на злобу дня" – в которых Довлатов смеялся над реалиями советского времени: 
"В советских газетах только опечатки правдивы. "Гавнокомандующий".   "Большевистская  каторга"   (вместо  "когорта"). "Коммунисты осуждают решение партии"(вместо - "обсуждают"). И так далее". 

Сразу становится понятно, почему такое не могло быть опубликовано и издано в СССР.