Витрина
Журналов

кино189 №1

Комментарии
2

категория журнала | Культура

кино189 №1

начинающий кинокритик практикует себя в бесполезном деле

Бренд: кино189

Автор: Rubiren

Дата издания: 24.12.2017

               "Универсальная история"
«Квадрат» - удивительный фильм шведского режиссера Рубена Эстлунда, который обязательно тронет сердце каждого.
В 2017 году «Квадрат» был показан на Каннском кинофестивале и получил главный приз – Золотую пальмовую ветвь. Во главе жюри стоял потрясающий испанский режиссер Педро Альмодовар, который славится своими метафоричными, странными, но такими глубокими картинами.
 В своей статье о победителе фестиваля, известный российский кинокритик Антон Долин высказал мнение о том, что фильм Эстлунда ближе к жюри, поскольку демонстрирует пороки Европейского общества, поэтому «Квадрат» и взл главный приз.
Тем не менее, нельзя полностью согласиться с данным мнением, поскольку «Квадрат» Рубена Эстлунда затрагивает проблемы не конкретной страны Швеции, а является зеркалом всего мира. Ведь если перенести историю, показанную в фильме из Швеции в США, Морокко, Индию или любую другую точку света, проблемы, поднятые режиссером, останутся актуальными и, к сожалению, неразрешимыми. Они имеют мировой, серьезный масштаб, здесь затрагивается и тема национализма, и конфликта человека и социума, тема межнациональных конфликтов и массовой эмиграции.
Через жизнь главного героя фильма «Квадрат» режиссер визуализирует всю серьезность ситуации. Персонаж Кристиан (Класс Банг) – датчанин, живущий в Швеции, является директором современного музея искусств. Все вроде бы хорошо, Кристиан всем обеспечен, достойная работа, дорогая одежда, прекрасный спортивный автомобиль, однако все материальные блага не защищают его от грязи, которая творится в жизни. Он, как и все герои фильма, является жертвой жесткой современности. Главный герой алчный, пугливый, безответственный, но таков является современный человек, он не виноват в этом, таким его делает общество.
Название фильма «Квадрат» как раз таки можно интерпретировать именно в этом ключе. Общество – квадрат, который как коробка ограничивает человека и загоняет его в рамки. Слова о том, что квадрат – доверие, внутри него безопасно, это лишь прикрытие, которым пользуются СМИ, дабы создать иллюзию хорошей жизни, прекрасного социума, где все могут друг на друга положиться. Тем не менее, кадры фильма неоднократно показывают улицы, которые просто переполнены бездомными, беспомощными людьми.
Что касается шокирующей сцены с взрывом Шведской девочки в пределах квадрата, несомненно, этот эпизод является отсылкой к политической ситуации в Европе, эмигрантам и многочисленным терактам, которые совершаются в общественных местах в дневное время суток. Речь идет о насилии и о том, как сложно Европейским жителям адоптироваться к мультикультурному обществу.
Разумеется, Рубен Эстлунд также поднимает тему значимости современного искусства, но искусство, музей, инсталляции, арт-тусовки являются лишь общим антуражем, яркой картинкой, на которую приятно смотреть.
«Квадрат» - качественный, захватывающий фильм, с катастрофичным сюжетом. Дл ценителей авторского кино, и всем, кто причастен к арт-обществу он будет особенно актуален. Нельзя сказать, что «Квадрат» оставляет приятные впечатления, скорее негативные мысли, и недоумение, однако посыл фильма вполне понятен. Картина Рубена Эстлунда дает почву для размышлений, ведь история, в основе сюжета, универсальна. Такое может случиться с Вами завтра, а может и уже случилось…