Витрина
Журналов

"КАРЦЕР" Творцы по неволе! №2

Комментарии
4

Аввакум

Протопоп АВВАКУМ (1620-1682 гг.). Протопоп, крупнейший деятель и писатель раннего старообрядчества. С 1642 года — дьякон, с 1644 года — священник.

AltText

Lorem IpsumБудучи в 1647 году в Москве, сблизился с членами кружка «ревнителей благочестия» и стал осуществлять их программу исправления нравов, из-за чего вступал в постоянные конфликты как с паствой, так и с властями. 
       В 1652 году стал протопопом в Юрьевце-Повольском, но вскоре вновь бежал в Москву, служил в Казанском соборе на Красной площади и в церкви Святого Аверкия в Замоскворечье. 
      За активное сопротивление церковным реформам патриарха в 1653 году сослан с семьёй в Сибирь. Жил полтора года в Тобольске, служил протопопом в Вознесенском соборе, пользовался покровительством воеводы князя В. И. Хилкова и Сибирского архиепископа Симеона, но в связи с новыми конфликтами, по указу патриарха Никона, было велено его перевести в Якутск с запрещением проводить богослужение. 
       В 1655 году он с семьёй двинулся под охраной служилых людей в путь. 
       В Енисейске по новому указу включён в отряд енисейского воеводы А. Ф. Пашкова, выступившего 18 июля 1656 на дощаниках в Даурию.
       По прибытии 1 октября 1656 года в Братский острог заключён в холодную башню, где сидел до 15 ноября. 
       В мае 1657 года отряд двинулся дальше, через Байкал, по Селенге и Хилку, и к октябрю добрался до озера Иргень. В конце зимы 1658 года служилые люди Пашкова, а с ними и семья Аввакума отправились Иргенским волоком до реки Ингоды и по ней к началу июля 1658 года добрались до устья Нерчи. Здесь, на правом берегу Шилки они воздвигли новый Верхшилкский (Нелюдский, позднее — Нерчинский). Пашков с остатками своих людей вернулся в Иргенский острог. 
      12 мая 1662 года сюда ему на смену прибыл новый Даурский воевода Л.Б. Толбузин, привёзший с собой царскую грамоту об освобождении Аввакума из ссылки. В конце июня Аввакум отправился в обратный путь. 
      В 1662-1663 году он зимовал в Енисейске, в 1663-1664 году — в Тобольске, а весной 1664 года приехал в Москву. 
      В Москве продолжил обличать церковные нововведения, за что в августе 1664 года был сослан с семьёй в Пустозёрск, но задержался на реке Мезень в Окладниковской слободке. 
    1 марта 1666 года его вновь привезли в Москву, где он находился под стражей в разных монастырях и присутствовал в качестве обвиняемого на заседаниях Московского церковного собора, который лишил его сана и предал проклятию.
     В конце августа 1667 года вместе с другими осуждёнными на соборе старообрядцами Аввакума отправили в заточение в Пустозёрск. В период Пустозёрской ссылки созданы его основные сочинения. Впоследствии Аввакум и его союзники (поп Лазарь, дьякон Фёдор Иванов и инок Епифаний) были сожжены в срубе «за великие на царский дом хулы».

Ссылка в Сибирь — уголовное наказание в Русском царстве, Российской империи и СССР, заключавшееся в насильственном переселении человека на жительство в Сибирь.