Витрина
Журналов

Jabberwocky №3

Комментарии
3

категория журнала | Жизнь

Мнение о фильме

Мнение о фильме

Бренд: Jabberwocky

Автор: bodhi_07

Дата издания: 09.01.2017

Full

Рецензия на фильм "Последний самурай"

Сейчас — то самое время

Пожалуй, лучший фильм маэстро Эдварда Цвика. Апогей творчества именитого режиссера, что делает еще больший почет данной картине, так как в фильмографиях профессионалов всегда сложно выделить одну лучшую ленту.Отставной капитан кавалерии северян Нэйтан Олгрен волею судьбы попадает на японский архипелаг, где идет гражданская война. Причина ее банальна как свет, если хотите, это соперничество между славянофилами и западниками, ну а для тех, кто не понял, половина страны, которая хочет быть современным светских государством, воюет с другой половиной, которая хочет сохранить национальный колорит и жить так, как завещали предки. Герой Тома Круза, естественно, приглашен западниками, так как традиционалистам не пристало спрашивать совета как воевать у гайдзина, к тому же сословие самураев до сих пор считается лучшим воинским сословием в истории. В общем, недолго наслаждался Олгрен выпивкой, так как вскоре попадает в плен тех, кого он, житель «цивилизованного» запада, считал дикарями. Представьте его удивление, когда среди дикарей он оказался самым грязным, мерзким и невоспитанным хамом, все мифы о продвинутости запада и отсталости востока рухнули мигом. Благо Нэйтан человек неглупый, и поняв, что это по сути то, что он искал всю жизнь, то что способно излечить его душу от боли, решает остаться и стать частью богатейшей доблестной культуры, где гость священен, даже если он на поле боя убил мужа женщины, у которой он теперь гостит.Блистательный Том Круз в очередной раз подтвердил свой статус «лучшего» потрясающей игрой в сложном драматическом фильме. И как всегда (за это от меня отдельный респект) он выполнял трюки сам: он учился дзю-дзюцу, кендо, верховой езде. Словом, Круз провел серьезную работу, дабы попытаться понять свою роль, не просто сыграть, а стать тем, кого он играет. Цвик же воистину снял художественный эпик, на основе реальных событий. Его картина — квинтэссенция жизни, это драма в семантическом значении слова. И как сама жизнь, она ярка, местами забавна, местами романтична, а местами печальна, и только сочетание всего вышеперечисленного делает просто хорошее кино шедевром. Бывает так, что режиссеры, снимая драму или трагедию о военных действиях, акцентируют все внимание на внутренних переживаниях героев, забывая об антураже картины, ведь здесь также важен и экшн, батальные сцены, которые и делают военный эпик именно что «военным». Цвику мастерски удалось справиться с задачей постановки ярких батальных сцен, ибо касается это полевых сражений, или же рукопашных схваток — все выполнено с профессиональной точностью и эстетически радует глаза любителей боевых искусств. С художественной стороны «Последний самурай» не вызывает нареканий. В этой картине не к чему придраться, и единственная причина, по которой оценка у нее не максимальная — это лишь индивидуальные вкусовые предпочтения среди людей, ну и немного снобизма от знатоков истории, которые не смогли простить Эдварду вольностей при переносе реальных действий в кино.Тема самураев не нова, особенно ею спекулировали боевики 90-ых, также есть очень качественные ленты о лучших воинах в истории и в самой стране восходящего солнца, но они сложны для понимания западными обывателями. Лично мой интерес к бусидо возник после отечественного сериала «Боец», где Леонид Азов чтил кодекс чести самураев, меня это тронуло, и я углубился в тему. Поиски привели меня к малоизвестному авторскому фильму Глеба Музрукова — «Гений дзюдо», который, не смотря на всю простоту и наивность, был насыщен духом будо. В ней я услышал о «Хагакурэ», изучив который я понял, что кодекс самураев — это кодекс истинного мужества, это идеал, к которому должен стремиться каждый мужчина. Я выбрал для себя этот путь, ибо нет пределов совершенству, и человек учится ровно столько, сколько он живет, вся жизнь — сплошные тренировки: тренировки тела, разума и духа. Пусть фильм Эдварда Цвика и не преследует цели углубленного изучения будо, но лишь потому, что он понимал — западу это не зайдет, демагогия отобьет интерес у зрителя, идея не будет понята, и фильм само собой не окупится. Как знаток своего дела, он пошел дальше: он показал самые простейшие бытовые законы жизни привилегированных японцев, с расчетом на то, что посеянное зерно взрастет в благоприятной почве, а те, кого это не зацепит, просто насладятся самим фильмом, без ощущения того, что их пытаются чему-то научить. Это соломоново решение сработало. Человек, знакомый с культурой буси, углядит в каждом действии в деревне Кацумото-сана выдержанность и хладнокровие, которые прививаются в их обществе с детства, углядит достоинство и честь во взгляде и манерах самого рядового жителя той деревни. Человек не знакомый же просто с интересом посмотрит, не задавая себе лишних вопросов и не пытаясь что-либо осмыслить. Естественность и ненавязчивость — ключи к успеху в картине «Последний самурай».Учитывая то, что я сказал много теплых слов о сословии самураев, думаю и так понятно, что представители этого слоя общества также являются людьми крайне благородными. Поэтому я хочу акцентировать внимание на истории любви, между Нэйтаном и Така. Я поражался ее выдержке, ее воле, ведь она, чтя традиции, фактически ухаживала за тем, кто убил ее мужа и оставил сиротами детей. К слову сказать, Олгрен также оказался человеком чести, поэтому он и почувствовал родство с этими благородными людьми. Эта история любви не столько история о «мужчине и женщине», сколько история о чести и ответственности. Поймите правильно, взаимная симпатия и любовь между ними конечно же имели место быть, но они были всего лишь составляющими нечто большего. Герой Тома Круза взял ответственность за тех, кого он лишил защитника, стал для них настоящей опорой, и то, за что я по настоящему влюбился в этот фильм, — он вернулся к своей семье, после всего трагического, после всех смертей и сломанных судеб, он вернулся к тем, кто его ждал, к тем, защищать, оберегать и любить которых он дал безмолвный обет. Вот за это, я искренне говорю Цвику «Браво!».Таких фильмов, как «Последний самурай», чрезвычайно мало, но тем и выше их культурная ценность. Они никогда не затеряются в толпе, они всегда будут на вес золота, потому что в них есть логическое зерно, зерно человечности, зерно морали, потому что это не просто фасад, а это настоящий, умиротворяющий дзэнский сад.