Витрина
Журналов

Jabberwocky №2

Комментарии
3

категория журнала | Жизнь

Избранное кино

Jabberwocky №2

Избранное кино

Бренд: Jabberwocky

Автор: bodhi_07

Дата издания: 06.01.2017

Full Image

Рецензия на фильм "Тринадцатый этаж"

Сотри и перемотай назад

Если кино имеет рейтингом оценку около 7 с половиной по десятибалльной системе — это значит только одно — фильм несет в себе зерно идеи, которое взросло далеко не во всех умах.1937 год. Один пожилой, состоятельный любитель покутить с молоденькими нимфами, в очередной раз изменив жене, о чем-то призадумался, написал изобличающее письмо другу и, перед уходом из борделя, передал его бармену, чтобы тот, в свою очередь, отдал его адресату. Старый ловелас, после блуда, едет домой к жене, ложится и засыпает… Просыпается в наши дни в лаборатории, и мы понимаем, что он был в созданной им самим компьютерной симуляции, которую, как оказалось, он тестировал. Но озабоченность его никуда не пропала, и он намерен не смыкая глаза разыскать друга, чтобы все ему выложить. Старик этого сделать не успевает, и теперь именно его друг, которому он перед трагедией названивал, является первым подозреваемым, и он должен разобраться, что стало истинной причиной кончины наставника. Преследуя эту цель, он впервые с момента разработки прототипа решается залезть в виртуальную реальность. Оказавшись внутри системы, инженер не верит своим глазам: созданное ими — не компьютерная игра или модель, а настоящий мир, который для населяющих его людей является такой же реальностью, как и для ученого собственный мир… Данное кино было обойдено зрителями, так как не имело финансовых возможностей противостоять революционному детищу Вачовски в сфере рекламы и пиара. Но даже для людей, посмотревших обе картины, «Матрица» всегда была в приоритете. Дело в антураже. Идея у фильмов одинаковая, только Вачовски приняли Соломоново решение: понимая, что абсолютное большинство не поймет и не примет их идею, завернули это зерно в блистательную обертку из многих зрелищных спецэффектов вкупе со слоу-мо. Это возымело свои плоды: фильм имел колоссальный успех, но не по тем причинам, на которые Вачовски рассчитывали. «Тринадцатый этаж» пошел по иному пути, эта лента в принципе не имеет обертки, все, что создатели хотели сказать, они говорят устами написанных ими персонажей. То, что «Тринадцатый этаж» по прошествии 17 лет будоражит умы зрителей, в отличие от той же «Матрицы», что еще раз доказывает факт неприятия зрителями заложенного Вачовскими смысла, говорит о том, что он по сей день является актуальным. Те, кто смотрели на стыке веков, пересматривая в современных реалиях, начинают многое осознавать, те, кто сейчас видит наш мир и понимает, что что-то тут, черт дери, не так, ведомые своей мятежной душой приходят к этому фильму, и для них многое становится ясным. Вачовски не учли один момент: когда ты делаешь фильм с использованием революционных технологий и прячешь в него глубоко зерно идеи, ты должен понимать, что эти технологии скоро устареют, и за пеленой устаревшей картинки никто не будет гореть желанием искать глубинный смысл. Создатели же «Тринадцатого этажа» в принципе не заботились о спецэффектах и показали, что фильм можно снять красиво и без сотен миллионов, высоких гонораров и мега-звезд Голливуда. В данной ленте все снято обычно, это не резало глаза тогда, не режет и сейчас, ибо просто нечему устаревать, все снято максимально просто с одной единственной целью — сконцентрировать внимание зрителя на идее, не засоряя его разум мишурой и глянцем. И, кстати говоря, актеры здесь потрясающие и чувственные, пусть в основном и незнакомые широкой публике. Ведь играют на площадке не имена, а люди. Жизнь идет словно на перемотке. У людей и времени нет, чтобы остановиться и подумать. А когда это время появляется, они готовы делать все, чтобы не думать. Люди боятся тех мыслей, что посещают их головы. Кто мы, зачем мы, для чего мы? Эти вопросы живут в глубине души каждого человека, и, скрываясь от них, индивид посыпает их житейской суетой, в которой находит смысл существования и ставит целью потребительскую модель жизни. Человеку до боли в душе неприятно осознавать свою сущность, непонимание приводит к бессмысленности, бесцельности. Время идет — ты стареешь, время идет еще быстрее — ты осознаешь, что твой век короче, чем ты полагал. А что впереди, неужели просто конец? Тогда почему все это происходит? Почему мы живем и умираем, в чем смысл, кто так с нами, за что? В попытках ответить на эти вопросы, люди выбирают разные пути существования: некоторые приходят к Всевышнему, некоторые отвергают Его существование и бросаются во все тяжкие, дабы успеть за свою жизнь сделать максимум возможного, третьи называются учеными, они ставят себя на место Бога и, в сущности, стремятся достичь бессмертия и даже создать жизнь. Тут можно вспомнить повесть братьев Стругацких — «Трудно быть Богом», ведь если вдуматься, это не то, чтобы трудно, это вообще непосильно, ибо только Бог может быть Богом (в виде примера, «Брюс всемогущий»). Такие ученые начинают преступать свои же моральные законы, этические нормы, в ослепляющей их разум погоне за величием, вечной жизнью и властью, и всегда это заканчивается для них трагически, признанием своей униженности перед Единственным Настоящим Творцом, перед Единственным, Кому под силам удержать в равновесии то, что он создал, и соблюдать рамки им же определенные, не поддаваясь соблазну вседозволенности и оставаясь чистым во всех смыслах слова. Потрясающее послевкусие от данной картины продолжается у меня на протяжении уже нескольких дней. Она, даже среди посмотревших, не пользуется особой популярностью, просто потому что ее не воспринимают всерьез, типа, показали после полуночи по первому интересный фантастический фильмец, под который можно заснуть — вот как люди к ней отнеслись, тогда как она в перспективе могла иметь колоссальное значение. Зачем запускать корабли в космос, изучать глубины океанов, когда мы не знаем о самих себе ровным счетом ничего. Изучая самого себя, человек начинает испытывать мучительную боль, такую же, какую орел испытывает перерождаясь. Но переродиться может только воистину смелый и волевой орел, также только настоящий мужественный человек способен заглянуть внутрь себя и задать вопрос: «Кто я?», и если вы на него ответили что-то типа «Я — врач», «Я — студент», «Я — Олег», то вы еще даже не начали свой путь, на прохождение которого и жизни-то не хватит. И чем дольше вы будете тянуть время, избегая насущных вопросов, тем горче будет ваше сожаление, которое обрушится на вас в преклонном возрасте, ибо это не вы растягиваете время, а время растягивает вас. А если я, по вашему мнению, не прав, и вы считаете себя властелинами своих судеб и управленцами своих жизней…, что же, сотрите тогда все, что произошло, и перемотайте назад вашу жизнь, если, конечно, вы говорите истину.