Витрина
Журналов

Дневники недоактрисы №3

Комментарии
2
Full

АНДРЕЙ БАРТЕНЕВ КАК НАДЕЖНЫЙ ПРИМЕР ПЕРФОМАНСА-высказывания

Награжденный еще в 90-е годы эпитетами «человек-перформанс» и «мастер инсталляций», Бартенев исследует мир через контрасты цветов и объемов, фактур и поверхностей, через активную игру с материалами и формами. Кураторы выставки на Гоголевском предпримут попытку разобраться в сложной вселенной художника. В основу экспозиционного решения ляжет диалектическая составляющая его творчества. С помощью белого и изумрудного цветов классический особняк XIX века будет поделен на две условные части — Север и Юг: противостояние холода и тепла.

 Свое пространственное воплощение получит и разделение работ на два крупных хронологических периода.Левое крыло музея будет посвящено 90-м — эпохе становления современного искусства в новой России и расцвету художника — непосредственного участника этого процесса. Колоссальная­ коллекция­ произведений Бартенева за этот период­ обретет новую жизнь и впервые будет доступна широкой аудитории. Одним из цен-тральных в этой части экспозиции станет проект «Снежная королева» (1993) — авангардная интерпретация сказки Андерсена, выставлявшаяся в Государственной Третьяковской галерее, а затем Royal Festival Hall и Victoria & Albert Museum в Лондоне. Именно она и ее создатель в 1994 году стали героями первого номера легендарного журнала «Птюч», ознаменовав проникновение российского современного искусства на страницы глянцевых изданий. Другая показа-тельная для того времени работа «Ботанический балет» (1992) вдохновлена воспоминаниями художника о детстве в заполярном Норильске с его контрастом черной ночи и белого снега. В этот раздел также войдет масштабный видеоархив с документацией более 50 перформансов художника.

Правое крыло займут крупные инсталляции и кинетические скульптуры 2000-х, каждой из которых будет отведен целый зал: светодиодная скульптура «Электрические инопланетяне» (2004), инсталляция «Cоnnection Lost. Field of Lonely Hearts» (2007), которая участвовала в вы-ставке в Русском павильоне на 52-й Венецианской Биеннале, и звуковая скульптура «Скажи: я люблю тебя» (2005) из коллекции Московского музея современного искусства. К сожалению, многие из важнейших работ художника создавались как временные и прожили совсем недолго — им будет посвящен отдельный зал. Специально к выставке Андрей Бартенев восстановит работу «The SunPool» (2009), созданную для Фонда Виллема де Кунинга и впоследствии вошедшую в коллекцию режиссера Роберта Уилсона, а также инсталляцию «Люби меня». Отдельный зал займет новая скульптура «Облепиха» из стали и сотен керамических шаров, также созданная специально для выставки в Музее.

Вслед за русскими футуристами Андрей Бартенев создает в своих работах абсурдные, причудливые и провокативные, карнавальные фантасмагории. Костюмы Бартенева и его декорации к перформансам сравнивают с проектами Сергея Дягилева и Всеволода Мейерхольда. Еще одним источником вдохновения для художника, все творчество которого так или иначе связано со скульптурой, стало кинетическое искусство. Кажущаяся спонтанность, сумбурность и красочность работ у Бартенева сочетается с четко выстроенной внутренней динамикой: за хаосом маскарада всегда стоит продуманный спектакль. Объединяющим элементом на выставке в Музее станет движение — вращающиеся, мерцающие, звучащие предметы превратят музейное пространство в единый механизм под управлением Андрея Бартенева.

Full