Витрина
Журналов

Дневники недоактрисы №3

Комментарии
2
Full

Лаура Лима и бразильский черный ящик

Лаура Лима из Бразилии работает с пространством мгновенных решений и пустым ожиданием (нечто подобное делали московские концептуалисты во время знаменитых вылазок «за город» группы «Коллективные действия»). В цирковом шатре она воссоздает условия полной изоляции от внешнего мира: растерянный зритель, отстоявший очередь к экспонату, должен пройти через три шатра. Каждый из них — бордо, синий и черный — блокирует ощущение границ пространства сильнее предыдущего. Дальше зритель может выжидать развязки, параллельно выдумывая возможные сюжеты, или немедленно уйти, уступив место следующему. Черный ящик вынуждает его досочинять содержание произведения и принимать на себя роль соавтора.

Родилась в 1971 году в Минас-Жерайс (Бразилия), училась на философском факультете Государственного университета Рио-де-Жанейро и в Школе изобразительных искусств в Парке Лаге (Рио-де-Жанейро). Лима была участником многочисленных выставок, среди которых 24-я и 27-я биеннале в Сан-Паулу (1998 и 2006); «История немного повторилась» (A Little Bit of History Repeated; Kunst-Werke, Берлин, Германия, 2001); «Взрослеть» (To Age; Chapter Arts Centre, Кардифф, Уэльс, 2004); 11-я Лионская биеннале (Лион, Франция, 2009); 7-я биеннале Меркосур (Порту-Алегри, Бразилия, 2009); «11, 12 и 13 комнат» (11, 12 and 13 Rooms; Манчестерская художественная галерея, Манчестер, Великобритания, 2011–2013). В настоящее время Лима занимается организацией своей первой персональной выставки в Европе, которая пройдет в Цюрихе (Музей современного искусства Migros, 2013) и Стокгольме (Bonniers Konsthall, 2014). Совместно с художниками Эрнесто Нето и Марсио Ботнером, Лима открыла галерею A Gentil Carioca в Рио-де-Жанейро. Лаура Лима — первый художник, чьи произведения в жанре перформанса вошли в коллекцию бразильского музея (Музей современного искусства в Сан-Паулу, 2000).

БРАЗИЛИЯ ИДЕТ ВПЕРЕД

В начале апреля бразильская компания Latitude, занимающаяся исследованиями местного галерейного бизнеса, выпустила третий ежегодный отчет, где во всех подробностях рассказывается об успехах бразильского рынка искусства за 2013 год. Latitude — плод сотрудничества частной, созданной по инициативе галеристов, ассоциации современного искусства ABACT и Государственного агентства по развитию торговли и инвестиций при Министерстве экономики: рынком искусства в Бразилии, его формированием и поддержкой, занимаются всерьез. Согласно результатам из 45 галерей, принявших участие в опросе, треть появилась после 2010 года, что само по себе говорит о многом. Данные минувшего года тоже впечатляют: 90% галерей отметили рост доходов на уровне 27,5%; более чем две трети отчитались об успешных продажах на зарубежных рынках; цены на произведения искусства повысились в среднем на 9%. Однако особенно любопытна цифра, показывающая, что из тысячи авторов, представленных в галереях, 15% вышли на рынок только в 2013 году.

Понятно, рынок, даже растущий, не способен вместить всех желающих; кроме того, не все готовы соответствовать имеющимся коммерческим обстоятельствам. Поэтому Бразилия сегодня переживает бум альтернативных художественных пространств, что выстраивают новые связи с рынком, стремясь формировать среду, в которой художник будет как можно меньше зависеть от продаж.SP-Arte 2014, Galeria Luisa Strina, Cildo Meireles, Jogo da Velha tic-tac-toeОдна из самых динамичных галерей Рио-де-Жанейро A Gentil Carioca превратила коммерческую деятельность в социально ответственную. Галерея, которую основали в 2003 году три художника — Марсио Ботнер, Лаура Лима и хорошо известный за пределами Бразилии Эрнесто Нето, — постоянно участвует в крупнейших международных ярмарках. Но так же активно развивает и некоммерческую программу. На выходящей на улицу стене галереи раз в четыре месяца устраиваются выставки-инсталляции: то стену атакуют гигантские как бы бумажные самолетики, то она покрывается граффити. А недавно, в дополнение к пространству в центре города, A Gentil Cariocaоткрыла филиал в одном из не слишком благополучных районов Рио — теперь здесь проходят лекции и ведется активная работа с местным сообществом.

Full