Витрина
Журналов

Демон революции №7

Комментарии
3

категория журнала | Культура

Демон революции №7

Революция в кино

Бренд: Демон революции

Автор: Сергей Черкасов

Дата издания: 12.12.2017

Главный демон революции Владимир Ильич Ленин в свое время сказал - важнейшим из всех искусств для нас является кино. Правда, далеко не все поклонники кинематографа знают о том, что началом этого высказывания была фраза "пока народ неграмотен", что абсолютно меняет всю суть. Как бы там ни было, но последние 100 лет революция 2017 года действительно нашла отображение в огромном количестве фильмов, и лучшие из них я хочу представить в сегодняшнем выпуске.

Самый интеллектуальный: Октябрь

Фильм был поставлен по заданию Октябрьской юбилейной комиссии при Президиуме ЦИК СССР и посвящался 10-летней годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. Сергей Эйзенштейн, один из самых влиятельных режиссеров ХХ века стал одним из главных мифотворцев и прославителей советского коммунизма, получив в распоряжение многотысячную массовку, воинские части, исторический реквизит, оружие и Зимний дворец в качестве съемочной площадки. 
Впервые на экране появился Владимир Ленин как киногерой, сыгранный заводским рабочим Василием Никандровым. Василий Никандров — непрофессиональный актер, рабочий, родом из города Лысьва. По причине внешнего схожести был выбран Сергеем Эйзенштейном как первый исполнитель роли Ленина в игровом кино. Консультантами фильма выступили участники октябрьских событий: Крупская и Подвойский (он даже сыграл в фильме самого себя).
К съемкам юбилейной киноэпопеи приступили только в апреле 1927 г. Стиль их организации можно назвать «революционным искусством в действии» – сегодня он поражает воображение не менее, чем сам фильм. Как написал Эйзенштейн, они осуществляли «внедрение кинематографа в быт». Здесь режиссер впервые воплощает теорию «интеллектуального кино». Суть ее заключалась в том, чтобы посредством монтажных секвенций подвести зрителя к тому или иному теоретическому понятию, обобщенному выводу. В частности, эпизод разрушения памятника Александру III олицетворял крушение самодержавия. Повторение его в обратном порядке (памятник словно складывался из обломков) означало попытку реставрации монархии.
Первоначальные варианты сценария «Октября» включали в себя историческую хронику событий от Февральской революции до окончания гражданской войны. В итоге сценарий пришлось сильно урезать и закончить фильм событиями октября 1917 года. Кроме того, ряд исторических событий были немного изменены. Например, революционеры в фильме штурмуют Зимний по парадной Иорданской лестнице. На самом деле в октябре 1917 года по ней можно было попасть только в военный госпиталь, занимавший значительную часть дворца. Настоящий штурм шёл по лестнице «ея императорского величества» (ныне Октябрьской), но Эйзенштейну она показалась недостаточно кинематографичной.
В съемках сцены штурма Зимнего дворца приняло участие 11 тысяч статистов, а электроэнергетические затраты на освещение оставили весь город без света. В Питере днем разводили мосты, останавливали трамваи, в отдельных районах отключали электричество. Для съемок исторического выстрела Аврора была заряжена двойным зарядом (для того, чтобы на экране было видно пламя), и многие дома на Невской набережной лишились стекол. Залп батарей Петропавловской крепости горожане приняли за сигнал о начале наводнения и бросились спасать вещи. Говорили, что съемки штурма Зимнего причинили дворцу больше ущерба, чем события 7 ноября 1917 гНекоторые источники утверждают, что при съемках штурма дворца больше людей получило ранения, чем при самом штурме.