Витрина
Журналов

CONCERTO GROSSO №2

Комментарии
0

категория журнала | Культура

Концертный зал имени П.И.Чайковского

CONCERTO GROSSO №2

Концертный зал имени П.И.Чайковского

Бренд: CONCERTO GROSSO

Автор: Тимофей Иванов

Дата издания: 04.01.2017

Full Image

Предыстория

Разнообразная творческая жизнь на месте современного здания на углу нынешних Тверской улицы и Триумфальной площади, началась ещё в первые годы ХХ века. Именно тут с 1901 года располагался театр «Буфф-миниатюр» французского антрепренёра Шарля Омона, позже — театр лёгкого жанра Зон, а после революции — Театр РСФСР. В 1913 году прямо напротив здания театра был открыт один из первых московских кинотеатров — «Дом Ханжонкова», впоследствии известный кинотеатр «Москва». Рядом, на месте нынешнего Театра Сатиры, — популярный в своё время Цирк братьев Никитиных, затем Мюзик-Холл.В 1922 году здание было передано ТИМу — Театру имени Вс. Мейерхольда. В течение 10 лет здесь с триумфом шли знаменитые спектакли Мейерхольда: «Мистерия-буфф» Маяковского, «Ревизор», «Горе уму» (по комедии А.Грибоедова «Горе от ума») и другие. В 1932 году ТИМ переехал в помещение нынешнего театра им. Ермоловой, а в здании на Триумфальной площади началась серьёзная перестройка и реконструкция.По замыслу Мейерхольда, новый дом его труппы должен был стать самым большим и современным в Москве, оснащенным по последнему слову техники. Мейерхольд задумывал театр, в котором предвиделись: трансформируемая сцена и возможность переноса игровых площадок в различные места зала, раздвигающаяся крыша-купол и дневное освещение, перспектива кинофикации и направленного регулирования света и звука, непосредственная связь помещений для актеров со сценической площадкой. Также предусматривалась возможность обслуживания публики на безантрактовых спектаклях (с разносом напитков и вентиляцией в спинках кресел для курящих), что казалось фантастическим для того времени, но вполне осуществимо в наши дни.Главной же задачей режиссёра было создание единого пространства сцены и зрительного зала. Мейерхольд хотел разрушить воображаемый заслон между актерами и зрителями (убрать занавес, рампу и оркестровую яму), «вовлечь публику в действие и коллективный процесс создания спектакля».Трагические события конца 30-х подвели черту под всеми творческими замыслами Мейерхольда: в январе 1938 года ГосТим был закрыт, в 1939 году сам Мейерхольд был арестован и в феврале 1940-го расстрелян.По историческим сведениям, Мейерхольд и его команда архитекторов (А. В. Щусев, М. Г. Бархин и С. Е. Вахтангов — сын Е. Б. Вахтангова) успели к 1938 году построить основной костяк здания — в кирпиче и бетоне. Не были проработаны только отделка и фасад. После закрытия театра Мейерхольда недостроенное здание было передано Московской филармонии для переоборудования в концертный зал. В 1940 году была закончена внутренняя отделка нового зала. Архитекторы Д. Н. Чечулин и К. К. Орлов, возглавившие работу по перестройке здания, в целом сохранили прежнюю планировку. Д. Н. Чечулин в дальнейшем внес значительный вклад и в убранство площади, которая с 1935 по 1992 гг. носила имя Владимира Маяковского. Он является архитектором здания гостиницы «Пекин» и памятника великому поэту, установленного на площади Маяковского в 1958 году.Тем временем своеобразная «площадь искусств» прирастала все новыми адресами. В одном из зданий с 1937 по 1970 гг. располагался Государственный театр кукол под руководством С. В. Образцова. В другом с 1961 по 1974 гг. работал театр «Современник». С 1959 «соседом» Концертного зала имени Чайковского стал Театр имени Моссовета, переехавший в здание, построенное на месте старого зимнего театра «Аквариум»; с 1965 — Театр Сатиры. Чуть дальше находится музей М. А. Булгакова.В конструкции Зала имени Чайковского многое осталось от первоначального проекта. Можно смело сказать, что своим нынешним обликом зал во многом обязан именно Всеволоду Мейерхольду и его гениальным идеям. В частности, идеальным сценическим решением Мейерхольд считал модель древнегреческого театра, где сцена-арена максимально охватывается зрительским пространством с трех сторон, а места для публики расположены амфитеатром, благодаря чему обеспечивается прекрасный обзор сцены со всех сторон. Эти условия отчасти были сохранены в новом концертном зале, имеющем эллипсообразную форму, которая обеспечивает отличное восприятие происходящего на сцене.В 1938 году в угловой части здания была открыта станция метро «Маяковская», уникальный проект которой получил мировое признание. В том же году он завоевал Гран-при на Международной выставке в Нью-Йорке. С 1980-х станция «Маяковская» имеет статус памятника архитектуры, а в 2001 году включена в список памятников истории и культуры как один из ценнейших архитектурных объектов столицы.1940—1945 годы[править | править вики-текст]Вид с Садового кольцаОткрытие нового концертного зала Московской филармонии, получившего имя П. И. Чайковского, было приурочено к 100-летию со дня рождения композитора. 12 октября 1940 года в исполнении Государственного симфонического оркестра СССР под управлением Александра Гаука и Константина Иванова прозвучали Шестая симфония, «Франческа да Римини», 1-я часть Первого фортепианного концерта, арии из опер и романсы. Солистами выступили Лев Оборин, Пантелеймон Норцов, Елена Кругликова, Вера Давыдова и Марк Рейзен.Уже первый филармонический сезон в Концертном зале имени Чайковского принес залу всесоюзную известность. На афишах нового зала были представлены имена дирижёров Николая Голованова, Александра Мелик-Пашаева, Евгения Мравинского, Натана Рахлина, Карла Элиасберга; пианистов Константина Игумнова, Владимира Софроницкого, Марии Юдиной, Эмиля Гилельса, Якова Флиера, Якова Зака, Григория Гинзбурга; скрипача Давида Ойстраха; виолончелиста Святослава Кнушевицкого; вокалистов Валерии Барсовой, Надежды Обуховой, Марии Максаковой, Сергея Лемешева, Ивана Козловского. Среди ярких событий сезона — концертное исполнение оперы Бетховена «Фиделио» (к 170-летию со дня рождения композитора) и авторский вечер Сергея Прокофьева, в котором Пятую фортепианную сонату исполнил молодой Святослав Рихтер. В зале проходили выступления Ансамбля народного танца под руководством Игоря Моисеева,Хора имени Пятницкого, Оркестра русских народных инструментов под управлением Николая Осипова, также на сцене выступают детские коллективы например "Калинка"[1], "Надежда", "Росинка"(Санкт-Петербург и Мичуринск) и других коллективов.Во вновь открытом зале был установлен старинный орган фирмы «Э. Ф. Валькер» (Людвигсбург, Германия), более 100 лет (с 1839 г.) находившийся в Санкт-Петербурге в Соборе Свв. Петра и Павла на Невском проспекте (в 1860-е годы XIX века на нём играл П. И. Чайковский).В годы Великой Отечественной войны филармоническая жизнь продолжалась, и 5 октября 1941 года в Зале имени Чайковского открылся второй концертный сезон. Концерты шли, несмотря на осадное положение, несмотря на то, что жестокие бои проходили у границ Москвы, в районе Волоколамского шоссе (едва ли не в десятке километров от зала), подчас и под звуки сирены воздушной тревоги — в подвале здания было бомбоубежище, куда спускались слушатели во время налетов фашистской авиации, а на крыше находилась зенитная установка. Зал почти не отапливался, но артисты выступали всегда только в концертных костюмах. Очевидцам запомнились два уникальных концерта осени 1941 года: один — на крыше зала для зенитчиков, другой — на перроне станции метро «Маяковская» 6 ноября, после торжественного заседания, посвященного 24-й годовщине Октябрьской революции.Всего за четыре военных сезона в Зале имени Чайковского состоялось около 1500 концертов, прошли торжественные заседания в честь памятных дат А. С. Пушкина, М. И. Глинки, И. Е. Репина. Мероприятия посетили более 2 млн зрителей.