Витрина
Журналов

Блогосфера №5

Комментарии
0

категория журнала | Литература

Блогосфера №5

Новости литературы, стихи и проза современных писателей.

Бренд: Блогосфера

Автор: Мария Соседко

Дата издания: 04.03.2019

ТЕМА НОМЕРА

Женский след в истории литературы

На протяжении многих веков, как утверждают феминистки, возможности женщины для самореализации, в том числе и творческой, были ограничены узким семейным кругом. Однако это не совсем верно. Да женское творчество отнюдь не сразу стало массовым явлением. Но среди представительниц прекрасной половины человечества во все времена находились такие, кому удалось остаться в истории литературы.
Так одной из первых женщин поэтесс... Да-да, именно поэтесс. Как бы ни хотели наши талантливые современницы именовать себя «поэтами», слово это мужского рода и рядом с женской фамилией звучит почти орфографической ошибкой. Можно подумать, что пишущие стихи женщины, стесняются того, что они женщины. Но женственность и поэтический талант друг другу не противоречат. Не зря слово «поэзия» женского рода. Да и само слово «поэтесса» красивое, воздушное, летящее. Оно прекрасно рифмуется, скажем, со словом «интереса» и множеством других прекрасных и по значению и по звучанию слов.

Итак, первая женщина-поэтесса жила в Древней Греции в VII веке до нашей эры. Звали её Псапфа, однако в истории литературы она стала известна как Сапфо. Или на французский манер Сафо. Будущая поэтесса родилась в не слишком состоятельной, но достаточно знатной семье. Девочки из таких семей довольно часто выполняли жреческие функции, танцевали и пели религиозные гимны на свадьбах. Одной из таких жриц и была Сафо. В дальнейшем, выйдя замуж за состоятельного торговца, она основала у себя дома своего рода школу для молодых девушек, где учила юных воспитанниц, в том числе и с помощью своих стихов. Но по-настоящему всенародную славу Сафо обрела как это, ни парадоксально, во время изгнания на Сицилию. Причем, причиной этого изгнания были не творческие опыты или преподавательская деятельность Сафо, а скорее политические взгляды её семьи. Вернутся в родной город Митилену Сафо смогла лишь в сорок лет. Но ещё при жизни ей, словно, античной богине ставили статуи, о ней писали историки, её имя вошло в канонический список девяти выдающихся лириков античности, а фрагменты её произведений сохранились до сих пор.
Если Сафо можно назвать основательницей женской поэзии, то у истоков женской мистической литературы стояла англичанка Мэри Шелли. В шестнадцать лет она сбежала во Францию со своим будущим мужем поэтом Перси Шелли и впоследствии родила ему двоих сыновей. Их третий ребёнок – дочь Клара прожила всего год. Возможно, именно эта трагедия и оказала влияние на дальнейшее творчество Мэри, самым известным персонажем которой стал ни кто иной, как Франкенштейн. Мало кто из авторов мужчин может похвастаться тем, что его герой вышел за рамки написанного им произведения и стал именем нарицательным. Идея произведения возникла в мае 1816 года, когда отдыхали Швейцарии по соседству с известным английским поэтом Байроном. Однажды предметом беседы стали эксперименты Дарвина. Нет, не Чальза, а его однофамильца Эразма, который по слухам сумел оживить мертвую материю, Байрон предложил друзьям написать свой мистическую новеллу, и буквально увидела во сне доктора и созданного им фантома. Рассказ неожиданно вырос в роман, вышедший в свет спустя два года после той поездки. Первое издание анонимным, но со временем мир узнал имя писательницы.
Детективы традиционно считаются типично мужским жанром. Но супруга военного летчика Агата Кристи этого, очевидно не знала. Писать она начала можно сказать благодаря своей сестре, которая усомнилась в способности Агаты дописать до конца хотя бы один роман. Будущая королева детектива очевидно из чувства противоречия тут же засела за работу и написала-таки о таинственном происшествии в Стайлз. Однако первое издательство, в которое обратилась писательница, отказало в публикации. Также поступили ещё четверо издателей. Но роман увидел свет уже в 1920 году. Агата решила не останавливаться на достигнутом, и продолжала писать практически до самой смерти в возрасте восьмидесяти пяти лет. За столь долгую творческую и человеческую жизнь Агата Кристи написала более восьмидесяти произведений, в том числе двадцать пьес, и несколько сборников рассказов. Но самым любимым детищем для неё был роман «Десять негритят». А вот дочь Розалинда была единственным ребёнком. Брак с первым мужем закончился разводом по его инициативе, зато второй брак с археологом Максом Меллоуэном оказался на редкость счастливым. Писательница с удовольствием сопровождала мужа в экспедиции и поездки эти давали ей немало материала для произведений.
А вот американка Маргарет Митчелл вошла и в историю литературы благодаря всего лишь одному роману «Унесенные ветром». Роман этот нельзя в полной мере отнести к так называемым женским. Да, он написан женщиной. Да он написан о любви. Но лишь на первый взгляд. Если разобраться чувства главной героини к своему женатому возлюбленному, которые она проносит через все тяготы гражданской войны и послевоенного времени, ближе к любовной зависимости. А вот настоящая любовь, увы, проходит мимо Скарлет О Хара, точнее она сама упускает её. Сама писательница родилась в Атланте но о войне только слышала от отца, председательствовавшего в местном историческом обществе. Впрочем, Маргарет была не робкого десятка, ходили слухи, что она всюду носила с собой пистолет до тех пор пока сбежавший первый муж не был найден убитым. Кроме того, Митчелл сама зарабатывала на жизнь, работая репортёром. Однако серьёзная травма лодыжки вынудила её осесть дома. К этому времени Маргарет второй раз вышла замуж. За скромного страхового агента. Однако, не смотря на наличие свободного времени писательница не написала больше ничего. Зато её единственная книга, работала над которой заняла десять лет, вошла в число лауреатов Пулитцеровской премии и была экранизирована всего через три года после выхода. Эта экранизация также вошла в историю кинематографа.
Конечно, это далеко не полный список женщин, оказавших заметное влияние на мир литературы. Но даже для краткого описания жизни и творчества каждой из них понадобилось бы написать не статью, а целую книгу. Те, о которых мы вспомнили здесь, жили в разное время, в разных странах, и писали в разных жанрах. Однако все они оставили заметный след в истории литературы и сердцах читателей.
Shmaksya